paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Воспоминание о Палаццо Скифанойя в Ферраре

Палаццо Скифанойя




А потом я долго искал «загородную резиденцию» д’Эсте с глухим и интровертным фасадом, которая вообще-то закрыта на реставрацию и коллекции, в ней хранящиеся (керамики, монет и предметов из слоновой кости, бронзы и барельефов) теперь недоступны.

Однако, люди идут сюда не за этим – всем нужен только один большой (торжественный, бальный?) «Зал Месяцев», некогда сплошь покрытый фресками, разделёнными на 12 зодиакальных частей.
И именно его Роже Кайуа вспоминает на страницах «В глубь фантастического»: «Андре Пьер де Мандьярг, описывая дворец Скифанойя в Ферраре… рассказывает, что в большом зале на втором этаже происходили непристойные турниры в которых сражались… обнаженные девушки с рыцарями в доспехах…»

Теперь можно увидеть лишь небольшую их часть – пару веков Палаццо Скифанойя стоял в запустении, а когда в его просторных покоях разместили табачную фабрику, росписи покрыли в XVIII веке толстым слоем штукатурки.
Снова нашёл их в 1821 году декоратор Джузеппе Сароли, за что честь ему и хвала, потому что стенопись, в которой участвовали важнейшие феррарские художники XV века – местный аналог пизанского Кампосанто, мантуанского Палаццо Те и, чем чёрт не шутит, Сикстинской капеллы Ватикана.
Ну, или, хотя бы Станций Рафаэля.

Северо-восточная стена расписана в технике фрески «наиболее слабыми, бездарными учениками Туры и Коссы», качество которых «удручает глаз»; юго-западная украшали живописью по сухой штукатурке, поэтому от зимних месяцев почти ничего не осталось.
Самыми яркими и эффектными оказываются осень и лето: Лонги считает, что кое-что здесь исполнял «великий Эрколе» Роберти. Также искусствоведы узнают в росписях Скифанойи руку Франческо дель Косса и Бальдассаре д'Эсте.

Каждая из дюжины живописных глав разделена на три автономных части.
Верхний, самый сложноустроенный и недоступный этаж – сплошь триумфы олимпийских божеств; средний уровень на синем фоне – сами эмблемы знаков зодиака с аллегорическими фигурами в центре и симметричными персонажами по бокам.
Самый монументальный и густозаселённый нижний ярус, разворачивающийся непосредственно перед глазами, бытовой, «профанный», рассказывает истории из придворной жизни фераррского двора времён герцога Борсо д'Эсте.
В Википедии, впрочем, достаточно подробно расписаны сюжеты и степень сохранности работ.
Пока я ещё не видел (Палаццо Те в Мантуе мне предстоит только через неделю) таких, полностью светских и даже куртуазных циклов, лишённых даже намёка на религиозное содержание.

Что автоматически меняет всю пластику и, извините, иконографию – импровизационную, избыточную, лишённую каких бы то ни было ограничений и, оттого, до сих пор свежайшую и будто спонтанную.
Непредсказуемую.
Несмотря на ужасные утраты, находящуюся в постоянном становлении.

Сохранившиеся и, тем более, восстановленные фрагменты выглядят настолько убедительно, что с лёгкостью можно представить себе "Зал Месяцев" заполненным сиятельными синьорами и их дамами. Или же обнажённых девушек, сражающихся (или танцующих) с рыцарями в лёгких доспехах с преувеличенными гульфиками ренессансных трико.
Или, возможно, рассеянный свет действует таким образом, что в Палаццо Скифанойя впадаешь в "режим чтения", свойственный погружению в текст, когда внутренний голос вышивает свои мысли поверх напечатанных слов. Слепые стены с отсутствующими рисунками словно бы покрыты шрифтами Брайля - вполне законченными, просто предназначенными для других людей, не нас.

Режиму чтения мирволит особенно мелкоскопический стиль нижнего яруса, явно напоминающего особенно тщательных и умелых книжных миниатюристов, бургундские и провансальские влияния, поэзию странствующих миннезингеров и трубадуров, поля вербены и холмы лаванды, напоминающие всё ещё недочитанный текст, брошенный посредине.
Когда кто-то окликнул, отвлек и листы зашуршали, перелистываясь на цветочном ветру, сглатывая часть нарратива, остающегося слепым, чтоб уже не найти, где, собственно, остановился.
………………………………………………

Помимо «Зала Месяцев» на втором этаже Скифанойи открыт следующий «Зал добродетели» – небольшая комната с кессонным, богато изукрашенным, потолком и расписным лепным (стуковым?) фризом с аллегориями герцогских добродетелей, исполненными Доменико де Парисом: единорог символизирует чистоту, Крещение – внимание, огонь – милосердие и любовь.
Объяснения того, что такое Парадур, обозначающий благодеяния, совершаемые д'Эсте, я не нашёл и поэтому вышел с небольшой внутренний дворик, на зелёном газоне которого (не слишком ухоженном) поставили современные бронзовые абстракции.

Да, на другой улице, уже не с фасада, к Палаццо Скифанойя примыкает церковь Святого Либера, построенная в XV, а в XVIII (1735) веке ставшая первым публичным музеем в Ферраре.
В соответствии с принципами и идеалами Просвещения, призывавшего любоваться руинами и изучать культурное наследие предков, здесь организовали городской лапидарий – собрание каменных надписей и изображений с древнеримских времён.

Надгробные камни, саркофаги, стеллы.

Теперь тут 70 артефактов, собранных по всему Моденскому герцогству, в основном из Белригуардо возле Остеллато, Вогенц и, почему-то, из Равенны, откуда в городской лапидарий прибыл саркофаг Аурелии (III до н. э.) с барельефом человеческих фигур в полный рост.

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Locations of visitors to this page


Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя

Палаццо Скифанойя
Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments