paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Воспоминание о Национальной пинакотеке Феррары. Начало

Национальная пинакотека Феррары




IMG_4075

Часть вторая: https://paslen.livejournal.com/2359222.html

Картинная галерея находится в Алмазном дворец, внешние стены которого покрыты аккуратными мраморными ромбами, точно дом ощерился – украшение, игрой теней напоминающее Грановитую палату в московском Кремле придумал архитектор Бьяджо Росетти для Сигизмондо д'Эсте, двоюродного брата всемогущественного Эрколе I д' Эсте*, с которым связано максимальное расширение Феррары и пик её красоты, в 1492 году.
*- Именно при Эрколе I д' Эсте Бьяджо Росетти разработал план «идеального ренессансного города» (так называемое «третье расширение» Феррары – Ерколиана, удваивавшего его территорию), а также систему мощных оборонительных стен с северной стороны. Поэтому «Алмазный дворец» и находится не в центре города, а несколько на отшибе улицы Дельи Анжели, идущей от одноимённых городских ворот напрямую к замку.
Палаццо деи Диаманти, строившееся почти шестьдесят лет, и было постоянной резиденцией близких родственников герцогской семьи, пока та не кончилась и город не перешёл под руководство понтификата.
Дворец, перекупленный маркизом Вилла в 1641-м, был выкуплен в 1832 под нужды Гражданского университета и картинной галереи, уже тогда озаботившейся собиранием артефактов из разрушающихся церквей и резиденций обедневшей Феррарской знати.

Видимо, для придания определённого настроения меланхолии на отшибе, по соседству с Палаццо деи Диаманти находится не только другой музейный комплекс, посвященный истории Рисорджименто и Сопротивления, но и особняк, запечатлённый Антониони в одной из новелл «Под облаками».

Я хочу сказать о странном ощущении «пыльной запущенности» цвета выцветшей плёнки или же линялого полароида, сопровождавшее меня по мере отдаления от герцогского дворца.
Словно бы малярийный бэкграунд «воздуха с болот» не просто сопровождает каждый мой шаг, но и буквально подвисает в воздухе, постоянным оммажем Антониони, так как вот это ощущение окраинности, конечно же, сформировано при его непосредственном участии.

А ещё оттого, что именно такое место занимает феррарская школа живописи, за которой следует идти в местную пинакотеку, занимающую второй («парадный») этаж ощерившегося здания.
Надо сказать, оно сильно пострадало в время Второй мировой, а, затем, из-за землетрясения 2012-го и до сих пор не оклемалось полностью: краем глаза замечаешь вязкие строительные работы и леса – особенно во внутреннем дворике музея с той самой фотографией Антониони, снимающего «Блоу-ап».

Возможно, раньше входная группа была более парадной и торжественной, но теперь вход в пинакотеку сбоку, словно бы по второстепенной, хотя и крутой лестнице левого крыла. Точно проникновение в подсознание города происходит с чёрного входа.а первом этаже «Алмазного дворца» – выставочный зал и надо сказать, что проекты здесь показывают самые первоклассные, а местные художества выставляют на этаже нобелей.

И, поскольку Ферарра – по определению «частная лавочка», расцвет которой, вместе с её живописной школой, связан с эпохой правления д' Эсте, то и всё здесь будет такое вот неформатное, как и положено в замковом быту – с немного удлинёнными комнатами и потолками выше среднего, с многократно перекроенной геометрией аристократических потребностей, наскоро приспособленных под анфиладу выставочных залов и портретной галереей бывших хозяев во входном фойе.

Правда на потемнелых фамильных портретах входной группы теперь не столько семья д' Эсте, сколько Вилла – последних обладателей этой элитной недвижимости, а это – уже совсем иной коленкор.

Созидание школы

Моя догадка о гении места, запечатлённом в местных музеях, идеально подходит для камерного и локального искусства Феррары, занятого обслуживанием герцогского двора.

В «Феррарской школе живописи» Роберто Лонги проливает немало слов о том, что кватроченто, в общем-то, прошёл мимо этого города, в котором до поры, до времени, своих важных мастеров не существовало.

Зато было много гастролёров, причём не только итальянских – благо Феррара стоит на важном перекрёстке между Болоньей, Венецией, Равенной, Пезаро и прочими центрами искусства Средневековья и раннего Возрождения.
А потом появляются д' Эсте и, с какой-то биологической (вот как «пестики-тычинки», «пришла весна, отворяй ворота») закономерностью начинают расцветать художники и ремёсла – сначала местные миниатюристы, вызванные необходимостью украшения книг и покоев, а после заезда Пизанелло и Пьеро делла Франческа, Мантеньи и волшебных венецианцев (Якопо Беллини привёз сюда своего самого талантливого сына) проклёвываются и собственные таланты первой степени – Козимо Тура да Лоренцо Коста, подлинные бенефисы которого, правда, я уже наблюдал в болонских церквях да музеях.

д' Эсте правят почти два столетья, после чего род их начинает катиться к закату вместе с местной художественной школой, россыпью свидетельств и артефактов блистательной, артистической и светской жизни, рассыпающихся теперь по всему свету.

Но насколько окраинная, словно бы с полуприкрытыми веками, Феррарская школа отличается от живописи и, соответственно, музеев Перуджи и Сиены, а так же Лукки и Пизы – городов демонстративно свободных и, несмотря на мощные стены, безграничных не только внутренне, но и внешне.

Феррарское искусство словно бы создано специально для украшение интимных покоев герцога и его кабинетов – с камерными аллегориями рабочих кабинетов и лихой эротикой, исполненной для спален.
То, что Лонги обозначил «попыткой вырваться за пределы душной и жаркой теплицы живописи герцогского двора в Ферраре» в сторону общей «итальянизации стиля».

Хотя, возможно, всё проще и тщательная проработка деталей, окружающих готически скованные тотальной контрактурой фигуры Туры – свидетельство влияний книжных миниатюристов, а также отклик на «мистицизм камей и гемм», даже если это и громадные полотна из музея местного Дуомо?

Национальная пинакотека Феррары

Первая скорость

Первый зал пинакотеки, вытянутый почти во всю длину входной галереи фамильных портретов (следил я, вообще-то, не за ними, они не сильно высокого качества, но за тем насколько неровны местные стены и как неважно они освещены и протоплены людом – кубатура ведь огромная, а посетителей почти нет) выказывает эту одновременную растерянность и зияние пульсирующей пустоты (кватроченто проходит, а в Ферраре всё ещё школа молчит), а также, с другой стороны, попытку сплетения местного своеобразия из досок заезжих звёзд.

Так водоросли сцепляются друг с другом по ходу речного потока, чтоб всплывать в беспримерных конфигурациях.
Кажется, что в первом зале висят все эти заёмные звёзды для того, чтобы зритель не развернулся и не ушёл из музея к болотам Паданской равнины.

В другом музее странный и неважно сохранившийся Мантенья (огромный Христос, окружённый алыми херувимами, держит на руках маленькую богородицу, стоящую по стойке смирно), Якопо и Джованни Беллини (очень густое, насыщенное «Поклонение волхвов»), Бартоломео Виварини (Святой Джироламо») могут показаться выставкой достижений других городов, понатасканных в Феррару из-за их звёздности, как это обычно и бывает в универсальных собраниях, гордящихся доской почёта первоклассных имён, но только не в Ферраре.

Здесь мы видим влияния и вливания чужих, уже готовых и сформированных, результатов при попытке подсадить их к местному апельсиновому саду.

Вот почему посетитель, ещё не настроившийся на долгую и постепенную эволюцию в русле общепринятой смены стилей, сразу же от портретов семейства Вилла переходит к раннему Ренессансу, почти свободному от византийских догм.
В пинакотеках Перуджи и Сиены до этого «ветра свободы» ещё только нужно добраться обходом золотоносных и медоточивых примитивов, а тут иконы и полнокровная фигуративность с перспективой начинают обход.

Примитивы тоже будут, византийщина (как без неё в бывшем папском владении, да с таким памятником Савонароле у стен центрального замка!) возникнет в соседних замках, но также скомкано и неубедительно, как и проторенессанс.

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Из мира сталагмитов

Кстати (или, скорее, некстати) особого количества живописи Козимо Тура в местной пинакотеке не наблюдается – даже в упоминавшемся Музее Дуомо представление о художнике получаешь более мощное хотя бы потому, что в центре его экспозиции находится весьма монументальный квадриптих (считается, что это – самое большое станковое произведение Феррарской школы) с дверей органа Кафедрального собора: на одной его створке были Святой Георгий и Принцесса, на другой – Благовещение (1469).
Когда орган был закрыт, прихожане видели святого и принцессу, когда открыт – им являлось Благовещение, для чего теперь все эти четыре панели стоят рядком в центральном экспозиционном проходе, исполняя функцию импровизированного алтаря, «чем-то созвучного ассирийской архитектуре и Соломоновым постройкам» (Р. Лонги).*
*- Искусство Туры – «мощный сплав людей, деревьев, неколебимость скал; но с обретением сумеречного цвета минеральных красок – в корчи и застылости почти окаменевших вихрей. Это какой-то фантастический мир сталагмитов, словно соединение слоновой кости и эмали с хрустальными перегородками». Роберто Лонги в «Феррарской школе живописи», стр. 146.
В самой-то пинакотеке теперь от Туры выставлены два подмантеньевские тондо небольшого формата (48 см в диаметре) с мученичеством и судом святого Маурелио Вогензскому, сирийскому священнику, ставшему епископом в военном укреплении, возникшем на месте будущей Феррары.

Мощи его теперь хранятся в монастыре Сан-Джорждо-дельи-Оливетани на краю всё той же Феррары, для которой Тура и создал в 1480-м полиптих, от которого теперь осталось лишь два небольших, но концентрированных фрагмента, написанных маслом и окружённых несколькими работами учеников и подмастерьев самого важного фераррского живописца.

Причём, простенок в котором все эти богатства выставлены, как-то не особенно обращает на себя внимание – если не знать о местном арт-специалитете, можно пройти мимо.
По крайней мере, другим важным мастерам Феррарской школы уделено гораздо больше внимания и респекта.


Locations of visitors to this page


Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары

Национальная пинакотека Феррары
Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments