paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Андрей Левкин о моей "Красной точке" на сайте post(non)fiction

Такие камни, чтобы были. Прекрасный Андрей Левкин в разговоре с прекрасным Кириллом Кобриным отнёс мой роман "Красная точка" к "литературе физиологических фигур", "неводомого назначения", которые возникают как бы сами по себе":

«Думаю, загадка и поздней интеллигентской советской прозы и большинства постсоветской русской – в этом. Все хотят писать на том языке, долгобородых, ибо он кажется лучше». «Долгобородые» да, жанр. То есть, пишут, стараются писать в каких-то тогдашних вариантах, как бы на том языке. Это письмо по умолчанию нормативное, но интересна тема того языка — не так, чтобы филологически сформулировать его основные точки, а практически — ощущается же, что тот язык уже вовсе не тот. Хотят писать на том, получается иначе. Ну да, тем языком по определению не описать хронологически иную реальность, но я о другом — вот же, вроде, язык тот же самый, а по факту — совершенно другой.

Конкретный пример, недавно на pnf опубликовано начало романа Д.Бавильского. Эта часть занимается, вроде, примерно тем же, что положено в рамках действия «того языка», но она выглядит уже не нарративно. Что ли за счет какого-то баланса стиля и событий (точнее — нарушения баланса в пользу стиля) возникает именно предъявление стилистики, уже такой же отдельной, как та, что смастерили Вы. Нет… не совсем так. Если действовать Вашим методом, то надо открыть на экране окошки с Трифоновым, Битовым, а то и Аксеновым (в рассказах), Сашей Соколовым, Нарбиковой и т.п. А у Бавильского вытаскивание стилистики выстроено его действиями. Оно уже над гипотетической сборкой. Ему как-то удалось сделать социальную физиологию не отчужденной, внешней для текста, а превратить ее в стилистику. Или предыдущее время уже так отдалилось, что и его язык не естественен, а при работе в его рамках он отслоится сам… Там устойчивая стилистика, сходящаяся просто в какой-то химический элемент советского, все эти школьные физкультурные раздевалки с запахом драных кед и пота; сырая, выпачканная в мелу тряпка у доски; домашний уют с кашей, заворачиваемой в одеяло, а за окнами снег идет; желтый электрический свет. Все как обычно, но там этого столько, что оно начинает ощущать себя главным, делаться им. Это ощущение ужасно — я не знаю, это моя сторонняя позиция (все же моя школа была в несколько другой стране, ну республике) или автор ощущает примерно так же. Никогда не выяснить — не то, что имел в виду автор, а то что он ощущал, выталкивая свое письмо.



Но я не об этом — о том, что стилистика другая, не «долгобородых» при всей, допустим, склонности к преемственности. Это банально, она происходит из совершенно другого опыта, но чтобы стилистики начинали выглядеть как результат художественных текстов… Не так, что стилистика решает такие-сякие задачи текста, но текст уже для того и текст, чтобы произвести стилистику. При этом и наоборот: это тут уже какая-то управляющая стилистика, которая потом оформит текст окончательно. Внутри текста что-то происходит — в той или иной мере интересное — но управляет им собранная стилистика.
Можно даже сказать, что она работает Роком для всех, кто внутри текста, но это не интересно, а вот она, пожалуй, определяет текст как некий объект. С того момента как фигура этой стилистики сгустилась — текст состоялся. Можно читать его дальше, можно и не читать — все и так в порядке. Он не для сообщения всех своих историй, а для того, чтобы произвести некую конструкцию. Как только она произведена, стилистическое управление текстом тоже уходит в сторону, остается ровно производство объекта. Это я уже не о Бавильском, а вообще.

Может быть вариант, когда стилистку натравливают на предполагаемый смысл. И смотрят, как он под ней модифицируется и плющится. Это еще какой-то метод литературы — собственно, похоже на пародирование. Но с объектами куда интереснее. Это ж просто получаются тексты неведомого назначения, которые возникают себе, ну и хорошо.
И это уже другая история, не производство стилистики — это тоже может быть, но уже частный случай.

Такое впечатление, что сейчас опять такой промежуток времени, когда начнут появляться тексты, которые невесть что. Не то что с никакой прагматикой в адрес предполагаемого читателя, а еще и с сомнительным целеполаганием автора. Почему-то они пишутся. Это я как раз о Вашем тексте, в моем-то как раз что-то строилось, по крайней мере — судя по монтажу в нем всякого разного. Впрочем, там же не смысл строился. А тогда было примерно такое же время (то есть, тогда оно точно было), тексты, которые были написаны…. ну вот пишутся и все. То есть, как-то и не для чего — наверное, и читать не обязательно; главное, что возникли. И написаны не для чтения, а чтобы были.


http://postnonfiction.org/descriptions/smthltrt/?fbclid=IwAR0pXMWKlP907ZQkV_ssVkTX8EPFST99gsY0ucYKHQJqIPORAJs4gd320ZA

Locations of visitors to this page
Tags: я
Subscribe

Posts from This Journal “я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments