paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Элис Манро "Плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт, своей назовёт" в переводе В. Бошняка

В сборнике девять текстов, чередующихся по объёму – некоторые из них больше тянут на русские рассказы, но интереснее читаются «повести»: в них появляется возможность более глубокого погружения, а ещё большая протяжённость хорошо влияет на композиционные сдвиги – тогда «главное событие» начинает плыть и смещаться в сторону финала, увеличивая его силу.

Такие смещения и сдвиги – важнейший композиционный приём Манро, играющей нарративными обманками: так как она знает про своих персонажей всё и сразу (а читатель не знает), то может манипулировать следящим вниманием.

Манро делает вид, что событие, с которого начинается очередная повесть – не точка отталкивания и входа в «прохладную воду» ситуации, но уже и есть фундаментально несущая история.

Однако, ближе к концу первой трети камера немного отъезжает и захватывает в кадр ещё какого-нибудь человека, попавшего под объектив будто бы случайно – для дожёвывания второстепенной подробности, когда автор будто бы не может остановиться и продолжает лепить лишние складки.

Гоголь любил у нас такие приёмчики, а после Гоголя – Достоевский, когда начинаешь описывать человека, проходившего мимо, да так и застреваешь на нём, словно он теперь будет главным.

Читатель начитает перегруппировывать внимание, но губернаторша с мушкой на лице исчезает, смытая потоками мощных событий; открылышкует свой кусок «по атмосферке» да и исчезнет, словно корова шершавым языком слизнула.
Манро строит свои композиции (один из рассказов так и называется, кстати, «Каркасный дом»: в нём одним из несущих символов оказывается типовая модульная постройка, не очень эффектная, не слишком уютная) сугубо функционально – одна из её главных задач – так или иначе, оправдать и отработать все читательские ожидания, ведь если потребитель потратил деньги, он должен их отбить своим послевкусием.

Нельзя, чтобы в него, даже и контрабандно пробиралась досада.



Элис Монро - третий сборник

Поэтому Манро делает вид, что точка входа и точки продолжения – главные поляны действия, освещённые ярким солнцем, лучом внимания, прожектором ведущего режиссёра.

Постоянно открываются новые обстоятельства, из-за чего сцена расширяется или же, по цепочке, передаёт инициативу «главной площадки» соседней комнате.

После пары рассказов, уже начинаешь видеть её характерные «заступы», заставляющие Манро отступать от появления основных действующих лиц и событий немного за-такт.

Такой «заступ» отодвигает хронотоп и позволяет истории менять направление кардинальным образом до нескольких раз.

Поэтому чем больше текст – тем больше таких разворотов случается: в сборнике «Плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт, своей назовёт» (который, совпадая с названием вводного текста и есть констатация конструктивного приёма, в которых обстоятельства и «развороты» наплывают друг на друга словно бы через запятую) самыми объёмными являются (ну, или кажутся) первая и последняя повести.

Иногда Манро повторяет детали из разных рассказов, скрепляя разрозненные тексты в умозрительное единство – так, что несмотря на меняющие топонимы места действия, начинает казаться, что она описывают людей одного города и даже одной улицы – руку протяни и уткнёшься в соседа или одноклассника из следующей повести.

Но больше всего эти отдельные вещи собирают в единство типы, блуждающие из текста в текст и, скорее всего, имеющие автобиографическую подложку.

Нелюбимый муж, с которым, тем не менее, следует жить, ради стабильности или детей.
В качестве исключения, от нелюбимого можно уйти или даже сбежать («Красуля»), но проще загулять для укрепления брака («Что вспоминается»), осознанно отказавшись от продолжения романа.

Иногда в рассказах возникает эксцентрическая, но дико одинокая тётушка («Фамильные мебеля»), словно бы показывающая альтернативную историю главной героини – которая уходит из дома и вывозит фамильную мебель, чтобы уехать к любимому в неизвестное никуда («Плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт, своей назовёт»).

Здесь тоже пишут письма и зависят от их получения и неполучения, хотя в сборнике «Тайна, не скрытая никем», а так как Канада огромная, герои постоянно куда-то едут (повышая, таким образом, количество дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут сразу два второстепенных персонажа из «Что вспоминается» (хотя, конечно, в сборнике «Беглянка» путешествуют чуть больше).

Зато в этой книге стареют быстрее и как-то безнадежнее, разъезжаются по домам престарелых («Что вспоминается») и прибежищам для больных Альцгеймером («Мишка косолапый гору перелез»), потому что главная тема Манро – тщета всего сущего, стирающая плоды и последствия всяческой суеты.

Всех, вне зависимости от темперамента, доходов и творческого потенциала ожидает неотменимое старение, в конце которого маячит и даже уже сквозит смерть.

Декорации могут быть, конечно, разными, но вектор у наррации всегда один и тот же – плавное перемещение в центр страдания, воспринимаемого неизбывной данностью и переносимого как само собой разумеющееся, потому что только со стороны и немного сверху (Манро всегда сидит где-то на чердаке и озирает округу с максимально верхней точки) можно увидеть, что человеку-то, оказывается, плохо.

Драма сколь незаметна, столь и повсеместна.

Манро пишет о среднем классе, людях устроенных и живущих в комфорте и трагедии в её повестях и рассказах случаются редко.
Особенно одномоментные и неповторимые – вывих жизненного сустава или выпадение из пазов происходит почти незаметно – не как индивидуальный эксцесс, но закономерный итог накопленного «богатства». Опыта, усталости, холестерина.

Человек имеет чёткий запас прочности, который то помогает выжить, а то и, наоборот, ускоряет падение.

Жизнь – сама по себе драма, хотя, чаще всего, не сильно болящая – ну, или к боли привыкаешь как к жизни самой: для многих персонажей Манро «жизнь» и «боль» тождественны, как «жизнь» и «тоска», «жизнь» и «стремление к недосягаемому идеалу» (для женщины это, чаще всего, мужчина, свобода или возможность хотя бы частичного самоосуществления).

Девять рассказов, так как Манро любит асимметрию – она помогает сокрыть чёткий расчет и голую функциональность, а, главное, обеспечивает постоянную смещённость фокуса, скольжение его вбок.

«Счастлив, кто падает вниз головой: мир для него хоть на миг  а иной…»

Обычно про такие тексты говорят, что они, конечно, трудные, но, описывая всяческие пресные ужасы да жизненные трагедии, оставляют, тем не менее, оптимистическое ощущение как какие-нибудь «Весёлые похороны», где в конце «печаль моя светла…» и даже, порой, ощущение перспективы проступает.

Штука в том, что тексты Манро наваливаются и забирают сразу же – трудными обстоятельствами, которые лишь нарастают и увеличиваются в объёмах, разрастаясь до вселенской мелодрамы (трагедия для современного потребителя – это too mach и почти безвкусица, трагедию Манро демонстративно выносит за скобки), выдыхаешь лишь когда рассказ заканчивается и писательница прекращает демонстрировать своё незаурядное мастерство.

Выдыхаешь, возвращаясь в свою повседневность, которая привычна до полного незамечания – совсем, как у персонажей только что прочитанной книги, которым, думаю, русская жизнь показалась бы верхом самоубийственного дискомфорта.
Ну, а мы живём и ничего.
Некоторым даже нравится.

Locations of visitors to this page


Элис Манро "Тайна, не скрытая никем": https://paslen.livejournal.com/2249237.html
Элис Манро "Беглянка": https://paslen.livejournal.com/2280387.html
Элис Манро "Давно хотела тебе сказать": https://paslen.livejournal.com/2334620.html
Элис Манро ""Плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт, своей назовёт": https://paslen.livejournal.com/2331364.html
Элис Манро "Танец блаженных теней": https://paslen.livejournal.com/2354940.html
Элис Манро" "Ты кем себя воображаешь?" https://paslen.livejournal.com/2356058.html
Элис Манро "Дороже самой жизни": https://paslen.livejournal.com/2357103.html
Элис Манро "Луны Юпитера": https://paslen.livejournal.com/2361443.html
Tags: дневник читателя, проза
Subscribe

Posts from This Journal “проза” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments