Интеллектуалы ходят на симфонические концерты, драматический театр нужен людям с более тощим кошельком. На концерте думал об этом под музыку Шостаковича: сколько людей, столько звучит параллельных музык, каждый смотрит внутрь себя, своё собственное кино, я физически чувствую, как музыка разводит людей, отдаляет от соседей, от друзей – самость эстетического опыта как опыт свободы высшего вида.
В драматическом театре противоположный экстравертный темперамент проявляется – ты смотришь не внутрь себя, но вовне, зал сливается (стремится слиться) в многоголовую громаду, в единое облако. Центр внимания вынесен вовне, ты наблюдаешь других, не себя, пережёвываешь пережёванное.
Возникает соблазн разделить все виды искусства на интровертные и экстравертные (живопись уподобляется театру, противопоставляется чтению, противоречия снимаются в кино), но это уже слишком схематично. Слишком схематично.