paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Сиена. Снимки Дуомо, баптистерия и в Музее собора







Баптистерий

В центре баптистерия (вход в него с тыльного фасада) - крестильная чаша работы Якопо делла Кверча, а вот боковые рельефы на шести её гранях - хрестоматия итальянской классики, просто выставка достижений скульптурного хозяйства - работы Донателло, Гиберти (я-то думал, что его работы только в Флоренции увидеть можно), Джованни ди Турино и Горо ли Сер Нероччо.

Фрески, опять же, мало испорченные реставрациями да подновлениями, но, к счастью, всё ещё не тусклые, не стертые и не подтёртые.

Есть там и знаменитые сиенские иконы, триптихи да политики, издали, все, как один, напоминающие золотофонового Симоне Мартине (я его ещё из-за эрмитажной крохотулечки, вырезанной из "Благовещения", полюбил - мадонна там так по-декадентски изломана, что любо-дорого) и вся остальная мелкоскопическая (баптистерий в Сиене, надо сказать, больше обычного - видимо, под стать собору) живопись на потолке и его перепонках, что, конечно, замедляет время, но, зато, ускоряет мышление.

Крипта

Крипту при перестройке Дуомо засыпали и откопали только в 1999 году, что позволило 180 кв. м. древних романских фресок XII - XIII веков сохранить свежесть и яркость под мрачными, низкими сводами. 
Крипта сиенского Дуомо, в результате многочисленных перестроек и реконструкций кафедрального хозяйства, находится в необычном для католических соборов, месте и это такой бонус, приятный, но, на фоне записанности сиенского ливера росписями всех мастей, эпох, стилей и талантов, совершенно необязательный.

Дуомо

Фасадом своим в духе «архитектурных кулис» сиенский Дуомо напоминает собор в Орвието, хотя всё здесь больше, чем в Умбрии, шире, богаче, хотя, может быть, и менее тонко, изящно, хотя так же точно, точёно. 

Все ведь знают историю про то, как сиенцы решили построить самый большой собор в мире, но захотели сэкономить и вписать старый храм с уже готовым куполом в план нового, сделав его трансептом.

Однако, вмешались война и чума, строительство приостановили, увидев структурные просчёты архитектора. Недостроенные части собора спасают общую ситуацию в духе постмодернистской деконструкции - арки без стен, подпирающие небо и проходы в никуда делают комплекс уязвленным, незащищенным и крайне трогательным. 


Сложно представить какой могла бы быть окончательная постройка - для этого нужно было бы снести все окружающие дома и расширить площадь в большевистском духе (а вокруг-то понапихано расписных да расписанных церквей да палаццо - будь здоров), зато теперь вечная эта недовоплощённость действует примерно также, как лакуны и недостачи греческих мраморов, неважно скульптурных или же храмовых.

Внутри полосатый синенский Дуомо напоминает лесную чащобу. Тот самый сумеречный лес, Полюбил я лес прекрасный, с уникальными мозаиками пола и фресками потолков. 

Под сводами, кстати, проложен путь для экскурсии из самого дорогого билета за 25 евро (есть еще комплексные обеды за 13, 18, 20, включающие разный набор блюд, но в базовый набор входят сам Дуомо, с Библиотекой Пикколомини, расписанной Пинтуриккьо, а так же расположенные вокруг да около храма - крипта, баптистерий, музей собора, прогулка по верхам недостроенной части, дающая возможность наделать панорамных снимков, а так же бывшая средневековая больница Санта Мария делла Скала, о которой должен быть отдельный разговор), но все смотрят под ноги, где находятся наборные картины из разноцветных камней. 


Такого я ещё не встречал - все они, разумеется, окружены заграждениями, чтобы не повытоптали, из-за чего нутрянка Кафедрального собора (кафедра сегодня на ремонте и закрыта билбордами) превращается в лабиринт, странно накладывающийся на всеобщую расчисленность лесного, словно под пальмами, пространства. 


В каменной рощице гул, но не трепет, витражи работают во всю мощь (сегодня мощное солнце), скульптуры Донателло и Микеланджело (четыре фигуры святых в алтаре Пикколомини справа от алтарной аспиды) прячутся в тени, мимо них легко пройти - в библиотеку Пикколомини или в сувенирный магазин, выглядывающий из подвала.

Библиотека Пикколомини

Библиотека Пикколомини похоже на обычную капеллу, поначалу её так и воспринимаешь, так как книжный кабинет внутри собора выглядит странно.

Фрески Пинтуриккьо в ней - типичный (классический) ренессансный ансамбль из многофигурных, каждый раз, многочисленных историй семейства Пикколомини (один из них, Франческо, инициировавший строительство, стал папой Пием III, а папам, как Сечину, всё можно - вот посредине библиотеки и стоит копия античных трех граций, организуя туристические и воздушные потоки вокруг себя) композиций, словно бы, подобно парусам, надутых внутренним ветром (апофеозом этой тенденции для меня стал Боттичелли). 


Фрески столь живые и манкие (Муратов, впрочем, приговорил их к неизбывной провинциальности и раскритиковал без права на подачу апелляции), что мало кто обращает внимание на рукописные фолианты, расположенные в витринах сразу же под росписями.
А в них попадаются эффектные шедевры живописных миниатюр и даже отдельных готических шрифтов, похожих на авангардные нотные партитуры.

Музей Дуомо

Недостроенный неф Дуомо сиенцы приспособили для проведения экскурсий - на верхушку фасадных руин можно попасть из небольшого Музея Дуомо. 


В его начинке главное - эффектный первый зал, в который перенесли оригинал витража Кафедрального собора и скульптуры Джованни Пизаро и Якопо делла Кверча с крыши (ныне там копии), впрочем, есть там и роскошное рондо Донателла и масса зальчиков с "предметами культа" и "деталями архитектурного убранства", а также небольшой картинной галереей - часть её, как раз и занимает очередь на верхушку незавершенного долгостроя, где узкая смотровая площадка (двум полным людям разойтись сложно) даёт возможность посмотреть сверху вниз и на собор с его кровельным закулисным, и на площадь перед собором и, разумеется, снова на "холмы Тосканы", окруженные взбитыми облаками. 


Впрочем, на эти панорамные дали, таящие в голубом тумане, можно смотреть дольше обычного. Очень успокаивает и настраивает на элегический лад. Если, конечно, не страдать клаустрофобией и высотобоязнью.

Очередь на панораму собора в Музее Дуомо (пускают группами каждые 15 минут, выстоял два «пролёта») проходит сквозь залы с большими картинами и ренессансным декором. Но ажитация на красоты не смотрит: очередь имеет самодостаточное бытие и замкнута на саму себя. Промежутки для нас, конечно, важнее всего, но вряд ли они желанны. Дайте мне, пожалуйста, таблетку от торопливости, да побыстрей.


















































































































Locations of visitors to this page






























Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments