paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Умбрия. Неделя в центре Перуджи

С балкона седьмого этажа – панорамный вид на «главный» холм городского центра, открывающегося с пологой стороны: дорога в «зону ЮНЕСКО» плавная и, хотя всё время идёт вверх (периметр средневековой стены обращён в сонный парк с выдающимися деревьями), позволяет сохранить силы почти целиком. Ну, или верхушка Перуджи не так крута, как было в Урбино и будет в Сиене.

Перуджа она же почти вся вот такая – нетенденциозная и с множеством лиц, без чётких символов и своей собственной чайки на занавесе главной сцены, без акцентов и нажима: средневековье почти проиграло в ней битву с поздними наслоениями: чем дальше от её пика и смыслового пупа – готической площади 4 Ноября (с дворцом приоров, фонтаном, Дуомо без баптистерия и картинной галереей дворца приоров, фасад которой, правда, выходит уже на центральную корсо Ваннуччи) тем сильнее погружаешься в современность – в условный XIX век, в сонливую, одышливую буржуазность с кафе под зонтиками и магазинами, внезапно обрывающуюся на смотровой площадке противоположного края городского холма, к которому площадь стекает мятой рекой.

Здесь огорожен резкий обрыв, за которым открывается одна из величественных умбрийских панорам с дорогами, сквозь поля уходящими в бесконечность и горами, у горизонта подернутыми сфумато, ассоциирующихся у нас со спиритуальностью светоносной итальянской живописи Возрождения, одним из важнейших её истоков и воплощений.

И если в бескрайних убрийских долинах всё меланхолически правильно и плавно, то за спиной у меня остаётся, пожалуй, самая неровная и скомканная площадь из виденных – с массой слепых закоулков, замурованных стрельчатых арок и прочих нелепиц, пробитых в неподобающих местах, складывающихся не то из медленного нарастания готических костей, невысоких и белёсых, обглоданных до самого остова, не то из многочисленных перестроек и реконструкций, накладывающихся друг на друга.

Если верить Борису Випперу (а лишь его претензии на объективность, кажется, и можно верить), асимметрия и стихийность, с какой срастаются суставы и неправильные переломы фасадов, выходящих на нервно-неровный майдан, и есть первые признаки устройства готической площади, нарастающей на городском стебле без особого плана.

Слова Муратова о перуджийских нобилях, слишком поглощённых «войной и междоусобицей, чтобы успеть подумать об украшении улиц дворцами, которыми так богаты Тоскана и Лациум и так бедна Умбрия», становится особенно очевидны: многоугольность и многоукладность Площади 4 Ноября, её неравенство и своенравный правый уклон, похожий на высунутый язык, – главное событие и переживание здешнего городского центра, примерно такого же, стремительно текущего вбок, как в более покатом Римини, ну, или же в менее оживлённом и уравновешенном Урбино.



Улицы Перуджи

Но можно же пойти вспять, перестав подпирать подставку для подзорной трубы – углубиться в горбоносый изгиб главного перуджийского променада, из обтекаемой буржуазности, обтекающей правительственные кварталы, вновь поднявшись к Палаццо Приори и фонтану, выполняющему роль точки отчёта и вошедшему во все учебники по раннему Ренессансу.

Мы часто повторяем, что время в культуре движется в обоих направлениях, да нам редко выпадает наглядность этого правила.
Главная площадь собирает Перуджу в навсегда окаменевший бутон, цветоложем которого и будет негатив баптистерия – многогранник фонтана с десятками изображений.

Но в этот раз мне бы хотелось не доходить до него, попавшего под самое солнце, но свернуть во внутренний дворик Национальной галереи, занявшей второй и третий этажи Палаццо Приори, чтобы именно там, в парадных и представительских покоях снова почувствовать прелесть аутентичной пустоты, некогда заполненных жизнью залов, которые, подобно покоям замка в Урбино, нынешний век использует не по прямому назначению.

Locations of visitors to this page


Перуджа. Панорамы Умбрии
Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments