paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Фотографии пармского Парка Дукале в тумане






Парма совсем уже странный город. Даже в сравнении с Феррарой. 
Вчера, на родине Антониони, мне казалось, что я попал в щель вненаходимости, высосавшей время даже из пальца. 
Это не выпадение из исторической поступи, попробуй-ка выпасть из неё без каких бы то ни было веществ, но особое агрегатное состояние материи, то есть пространства, внезапно отказывающегося служить линейности. В том числе и причинно-следственной или геометрической.

Вероятно, именно так шапка чувствует себя в рукаве.

В Парме, однако, вненаходимость берёт дополнительный градус радикальности (и/или отчаянья). 
Может быть, оттого, что сегодня воскресение, хотя я не думаю, что выходные дни так уж радикально меняют строй склерозных улиц и площадей, а ещё видимых и невидимых промежутков, накапливающихся на набережной у русла пересохшей реки (ее безвременная кончина истончила город, помогла ему зарасти умозрительным илом, тем самым, сыграв на руку в средневековых торговых делах злодейке Венеции) и на мостах через невидимую теперь воду.

Дело даже не в том, что здесь розовый баптистерий крупнее и важнее сонного дуомо Вознесения Пресвятой Богородицы и его немного косой колокольни – кафедральная площадь лишь задаёт ритм, а прочая городская территория или поддерживает этот расклад, или расстраивает его (древняя Парма быстро кончается).

Ну, или же замедляет тот площадной ритм, так как щупальца города важней его лица, тем более, что весь мозг вынесен на внешнем жёстком диске в район палаццо Пилотта.
В некоторых городах есть вставная челюсть, а в Парме есть отвисшая губа. Из неё заготавливают ветчину. В её оттопыренном загибе цветут фиалки.

Ну, или туман виноват. Конечно, он. Постоянно усиливающийся, сгущающийся до состояния несладкой ваты, которую можно поймать ртом.


В поисках дополнительной элегии я перешёл мост возле Пилотты, чтоб углубиться в герцогский парк. В нем уже осень, листопад, туман занавешивает садовые скульптуры тюлем. 

Под дубом, возле самого пруда, где я сел на лавочке и вытянул ноги, шла беспробудная бомбардировка земли желудями. Звук острожный и глухой, точно на почву падают капли горячего дождя. Пересел.

Сбоку от входа в парк стоит дворец второй жены Наполеона - это она построила в городе второй театр и основала пинакотеку (и не только). Роман Стендаля про "Пармскую обитель" относится примерно к тем временам и такому состоянию города, что сложилась здесь именно при Марии-Луизе Австрийской.

Вот что об этом пишут на сайтах:
Замысел устроить парк на берегу реки пришла в голову герцогу Оттавио Фарнезе, правившему Пармой в XVI веке. В последующие десятилетия преемники герцога постоянно улучшали и украшали парк, высаживая всё новые и новые растения. Ими был, помимо прочего, был заложен рыбный пруд, но вот потом парк постигло несчастье: в ходе войны за Австрийское наследство стоявшие тут войска вырубили деревья, так что в 1749 году ландшафт пришлось создавать заново, что с блеском проделали французские специалисты. Спустя столетие парк перешёл во владение городских властей, открывших его для посещения публики.

Парк занимает площадь в 20 гектаров и как это часто бывает с большими парками беден деталями. Скудность парка Дукале скульптурами, стрижеными формами и архитектурными элементами напоминает городские парки Санкт-Петербурга (фото). Тем не менее, несмотря на очевидную бедность парка, в нем есть ряд скульптур, достойных осмотра, например композиция "Сатир и Наяда" 1753-1760 гг., расположенная рядом с входом в парк (фото) или "Ариадна" (1753 г.) (фото). Следует также обратить внимание на гигантские платаны центральной аллеи (фото), отдельные вековые экземпляры которых достигают высоты четырнадцатиэтажного дома.

Парк Дукале расположен на берегу реки Парма ассиметрично дворцу Дукале таким образом, что усадьба находится вдали от главной аллеи, совпадающей с осью симметрии парка. Дворец Дукале (фото), а именно, центральная его часть была выстроена известным архитектором-маньеристом Джакомо да Виньола в 1561 году. В начале XIX века по заказу Наполеона по углам старого здания были добавлены трехэтажные пристройки. Напротив главного входа во дворец Дукале установлены отреставрированные статуи древнеримских божеств, в том числе Помона (1757 г.) (фото), Вертумн (1756 г.), Триптолем (1756 г.) и Палес (1756 г.) (фото).

Полукруглая дорога, с одной стороны обрамленная стриженой изгородью (фото), от дворца снова выводит на центральную аллею. По ней можно пройти до большого пруда с рукотворным островом (фото). На острове находится композиция 1712-19 гг. - "Фонтан Трианон" (фото).

Парк Дукале, несмотря на значительные изменения, тем не менее, сохранил черты регулярности итальянского сада. В частности это проявляется в сохранившихся "зеленых комнатах", обрамленных стрижеными изгородями (фото). На территории парка можно найти несколько подобных внутренних двориков, затерявшихся среди густых посадок (фото).

Центральной фигурой таких внутренних двориков является неизменная мраморная ваза на постаменте (фото). От одного из внутренних двориков, дорога идет мимо полуразрушенной ограды к скульптурной группе "Силен" (фото). Силен изображается с плешивой головой, толстым животом, волосами на теле и выражением опьянения на лице (фото). На заднем плане композиции находится полуразрушенная ротонда Tempietto d'Arcadia (1769 г.) (фото). Здесь в XVII веке проводились встречи представителей популярной в те времена литературной академии Аркадия.
http://www.landshaftny-dizain.ru/assets/images/biblioteka/pd_04.jpg
Туман всё сгущался. Церкви центра (колокольни их смотрят друг на друга, выглядывая из-за углов, передают редких путников соседям, провожая людей завистливыми глазами), разомкнули свой хоровод. А то он уже как удавка на шее. 
Парма - город даже не на день, но на пару часов. Но если часы разложить на минуты (а, тем более, секунды) выйдет солидная сумма чистого счастья.






































Locations of visitors to this page




Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments