paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

38 снимков из пармского дворца Пилотта. Театр Фарнезе и Городская Пинакотека




































































Палаццо Пилотта – комплекс огромных как бы недостроенных (на самом деле, недоразрушенных) средневековых зданий (первоначального замка с монастырем, на месте которого затем построили придворный театр и пристроили к театру здоровенный дворец) с монументальным цокольным этажом, похожим на арочный «город» из третьей серии «Трёх мушкетёров».
Здесь, впрочем, не отходя от очереди в кассы археологического музея, можно снять целый сериал про жизнь кого-нибудь из Фарнезе.

Живописные руины не просто законсервированы, но до сих пор перестраиваются, сильно покалеченные союзниками во время Второй мировой, когда был разрушен Дворец Оттавио (городская резиденция герцогов пармских), и даже достраиваются новыми корпусами.

Если бы все шло по плану, «как надо», то в Парме вырос бы ещё один эффектный герцогский замок, наподобие Феррарского или же Мантуанского.
Но у пармских собственная гордость – они превратили Пилотту в инфернальный музейный комплекс без верхнего света.

Нынешний дворцовый квартал со сквозным проходом к реке, разомкнут в до сих пор неотформатированную Площадь Маркони у Страда Гарибальди (весь этот огромный газон и есть территория убитого дружественной авиацией Дворца Оттавио, который решили не восстанавливать), на другой стороне зелёного поля которой – театр, построенный Марией-Луизой (созданный тогда, когда королевский двор опасно разросся и деревянный театр Фарнезе внутри Пилотты перестал устраивать жену Наполеона своей маленькой, придворной, вместительностью), с другой стороны комплекса старых стен – набережная реки Пармы, на другом берегу которой – пустынный Герцогский парк.

Пилотта стоит отдельно от города, как бы слегка отстав от тесных, старинных лабиринтов, затактом или же эпиграфом – и сама основная Парма, точно отлив, массово наступает чуть позже и слегка сбоку от своего главного, градообразующего предприятия.

Дворец Оттавио как-то особенно жалко – в тумане, ползущем с реки, порой кажется, что сейчас его очертания соткутся из постепенно уплотняющегося воздуха и встанут с мощью и основательностью сохранившихся стен.

Я ведь не преувеличиваю – бесплотное его присутствие почти физически ощущаемо, словно анфилады залов и торжественные коридоры, по которым курсировали и табунились персонажи Стендаля, подвисли в паре метров над землёй. Из-за чего организм туриста оказывается слегка измождён, как от латентной лихорадки с лёгкой испариной.
А тут ещё и роса на траве…

Выглядит Пилотта многократно перелицованной верхней одёжкой.
Фасон и фасад многократно менялись, из-за чего (только что над моей головой прогудел мощный самолёт, словно бы намекая на возможную бомбардировку – «можем повторить», ага) первоначальная цель этих, почти природных, кирпичных наростов, подзабылась.

По соседству с экс-покоями, обращёнными в конторы и выставочные залы, а также театром Фарнезе, вмурованным в лабиринт, разместили исторические и художественные коллекции.
В меньшем крыле заселилась археология, тогда как в «первой очереди» основного придворного лабиринта – ныне живут скульптура и живопись, галерея которой, впрочем, начинается этнографией: каменными капителями и резными деталями романских, да готических храмов.

В археологическую секцию я не пошёл (как после и в палаццо Сан-Витал, так и не отысканный в блужданиях внутри тумана), известно же, что наследники славного рода увезли их в Неаполь, а вот театра Фарнезе, построенного учеником Палладио, не миновать – с его закулисной части начинается путь в пинакотеку.

Так уж устроена изнанка двора и логистика его музеев.

За театральным фойе путь начинает двоиться. Налево – собрание картин и артефактов, направо пойдёшь – в залы с портретами и бюстами членов правящей династии Боргезе попадёшь, а так же в лабиринт залов с картинами и фресками Корреджо и Пармиджанино.
Здесь их самое полное собрание сочинений в мире. Специалитет.

Понятно же, что это базовая резиденция правящей местной династии Фарнезе, которая (история их легко гуглится) не могла толком усидеть на троне и постоянно лишалась то герцогства, то трона, то союзников, то родственников и родных. Судьба та ещё – и всё это легко прочитывается внутри остатков замка с театром внутри.

Так как Национальная галерея, как и положено культурке, находится в герцогских покоях второго этажа (там и залы с потолками повыше и остаточный декор, какой-никакой, имеется), то в неё приходится долго подыматься по покатой лестнице с кирпичными рёбрами, вместо ступенек, точно по каким-то нежилым и заброшенным башням.

Внизу подвалы, лакейские, подавальни с круглыми печами и через все эти необжитые, запущенные, плохо освещённые каменоломни, проложены современные деревянные мостки, совмещающие дорогу с экскурсией по замковым потрохам, которые, в конечном счёте, приводят к театральному закулисью. 

Но и оно, заставленное с изнанки второстепенными барочными фресками, гербами и скульптурами в ящиках, тоже часть дороги и культурной программы.

Обычно так оформляют всякие авангардные постановки с нестандартным сценическим пространством – из модулей выстраивают зрительный зал, трансформирующийся от представления к представлению – вот по таким металлическим мосткам я и поднялся в деревянный зал, чтобы внезапно очутиться на сцене. Лицом к лицу со зрительным залом, распахнувшим объятья.

Я даже станцевал на сцене, сделала пару па (замахнуться на фуэте духу не хватило) как когда-то на исторической сцене Большого театра, куда попал сразу же после её ремонта. 

Правда, в отличие от «Театра Олимпико» в Виченце - пармский «Театр Фарнезе» – новодел: оригинал разбомбили в 1944 году.
Тогда вообще чуть ли не половину Пармы раскрошили – вот, кстати, ещё одна причина меланхолии и странности архитектурной грибницы Пилотта, лишившейся тогда градообразующего дворца и коридора Оттавио, собиравшего королевские здания в единый кулак.

С деревянными памятниками в эту поездку вообще засада – болонская библиотека Архигимназия тоже муляж, но об этом хоть честно пишут в экспликациях.
А в Пилотта ощущение такое (впрочем, как и от всей остальной спящей Пармы), что посетители ей не нужны.
Часы работы музеев постоянно меняются и сайты противоречат друг другу. 

В одном авторитетном месте я заранее прочитал (готовился же!), что нужно попасть в Национальную галерею до 14.00, чтобы застать полноценную постоянную экспозицию без закрытых залов и поэтому встал пораньше.

Но галерея в тот день до обеда оказалась закрытой и открылась в 14.00 (с закрытием в 19.00), а некоторые галереи Ренессансной и барочной живописи оказались заперты до 17.00 – мне предложили вернуться и посмотреть две композиции Карпаччо под конец рабочего дня, когда рисунок Леонардо, запаянный в стеклянную, непроницаемую капсулу (для меня сегодня он венчал экспозицию) унесут на профилактику, а вместо него откроют в доступ ренессансных и барочных залов. Вот и пойми их. Мне бы с собой разобраться, а тут ещё столько вводных, что легко потеряться.

После театра, по очередным мосткам, логистика разворачивает посетителей в парадную галерею с торжественными и семейными портретами членов династии Фарнезе.
Это тупик парадных покоев, оставшихся от большого дворца.


Представительская логика этих залов примерно такая же, как в Галерее 1812 года Зимнего дворца - она не про искусство, но про большой исторический нарратив, составленный из очень плохой живописи.

А я как раз накануне прочёл достаточно подробное изложение жизни этого несчастного семейства, проиллюстрированное картинами из пармской коллекции, поэтому с Марией-Луизой Австрийской, второй женой Наполеона, вывешенной здесь напротив Марии-Луизы Испанской (в жизни они тоже враждовали из-за трона) я встретился как с двоюродными. 


После этой фамильной залы есть простенок с двумя бронзовыми античными колоссами монументального размера (раньше мне такие не встречались) и комната с теми же самыми персонажами истории Фарнезе, но только уже в бюстах. Все это – входная группа с монументальным размахом, обрывающаяся не успев начаться – обломки былой роскоши: единственное, что осталось от Оттавио.

Locations of visitors to this page


















Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments