paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Лобовая атака. Сант Аполлинаре ин Классе


Небольшой городок Классе - одна остановка, не доезжая Равенны (меньше десяти минут на электричке), бывший римский порт, откуда ушло море, известный своим храмом Сан Аполлинаре ин Классе, возведенного примерно тогда же, когда Сан Аполлинаре в самой Равенне (значит, по указанию Теодориха), с самым поздним (из всех великих и знаковых) монументальных ансамблей Равенны.

Вообще-то, у меня не было планов сюда ехать, но помогла помощь ФБ-клуба, вот она прямая польза от интрактивности – сначала Игорь Вишневецкий рассказал про археологические раскопки, затем Катя Алленова напомнила про сам этот храм, на конхе апсиды которой помещена та самая мозаика, которую я, оказывается, бессознательно ассоциировал с мозаиками Равенны – большой, преображающийся Христос, в виде голубого (синего) креста, под ним – святой Аполлинарий, стоящий посредине огромной, зеленой лужайки, наполненной отдельно стоящими деревьями и белыми агнецами, идущими к нему на зов.

От противоположной стены, когда можно окинуть взором всю композицию алтарной части, мозаика напоминает местный пейзаж, над которым, подобно НЛО, завис огромный глаз – Христова мандорла, обсыпанная золотыми звёздами.

Конха, понятно, вогнута, и, значит, выпукла наружу, вовне, изнанкой твоего собственного лба, пытающегося опередить пролёт просторного центрального нефа – точно ты паровоз, стремящийся резко вперёд: храм тих и пуст, огромен и не столько присутствует, сколько отсутствует, чтобы уже ничего не мешало резкому скачку взгляда, стартующему от входа с каким-то немыслимым ускорением.

Тяжеловато объясняю. Просто входишь в храм как в сад пустоты и видишь алтарь с торжеством преображения и Аполлинарием, стоящим посредине и, опережая ноги и тулово, вцепляешься в это постоянное, вечное, неизменное скатывание мозаики вниз – она же, украшенная драгоценными камнями, всё время переливается, точно струится (мне ещё с днем повезло, крайне солнечным, сочным, а пришёл я в Церковь ровно в 13.00), пытаясь уйти вниз, но всё никак не уходит.





А по бокам, в боковых нефах, отделённых от центра серыми мраморными (с эффектными прожилками) колоннами особой формы (над ними – в овалах фресочные портреты всех равеннских епископов, сделанные в XVIII веке) стоят римские саркофаги и висят архитектурные детали из совсем уже древней жизни.

Нижнюю часть собора, тоже некогда одетую мрамором, по приказу Сиджизмондо Малотесты однажды раздели для того, чтобы использовать его как строительный материал при возведении Дуомо в Римини, как я понимаю, того самого, в котором есть великая фреска Пьетро делла Франчески, поэтому теперь тут только голые рифлёные, кирпичные стены. И с античными саркофагами ничего не сливается – они представительствуют здесь уже за Средние века, выделяясь своими гладкими поверхностями на фоне совершенно иного стилистического ряда. И это очень элегично, очень хорошо.

И как-то сразу понятно, что они тут не для поклонения, и даже не для украшения, но потому что сначала тут была одна цивилизация и её длительная, путанная жизнь, которая постепенно сошла на нет, оставив следы на песке.

Теперь пришло новое начальство и совершенно иные порядки, которые, вроде бы, отринули то, что было, хотя, на самом деле, тут и вглядываться-то особенно не нужно, произошёл или качественный скачок или диалектический переход одного в другое, так что разделить или разъять их попросту невозможно. Все самые великие монументальные мозаичные комплексы Равенны созданы в Юстиниановского периода – и уже в самом

Храм построен на границе городка и смотрит в поля – возвели его на том самом месте, где Аполлинарию (первому епископу Равенны) дважды являлась богородица. Вот и теперь структура Классе не изменилась – романская церковь смотрит к полям передом, а по краям её обтекают городские кварталы, а впереди ничего – только зелёный луг со скошенной травой, пахнущий иван-чаем и соседними аллеями пряных деревьев.

У искусствоведов принято ругать мозаики Сант Аполлинаре ин Классе как самые простые и чуть ли не примитивные, созданные уже на излёте своей собственной эпохи, постоянно стремившейся к внешнему упрощению и редукции. Поэтому фигуры святых в проемах по бокам фронтальны и статичны, каждое мозаичное дерево или животное стоят по отдельности, а не вместе.

Но выходишь из собора и перед тобой точно такой же пейзаж из автономных деревьев, объединённых, конечно же, в аллеи и проходы, но равеннский пейзаж таков, что каждое растение видишь наособицу, точно отдельно стоящее существо высшего порядка.

Животных вот только в округе не видно, их заменяет скульптура коровы (или быка), бредущего по траве через поле к собору. С ним охотно фотографируются обитатели туристических автобусов, хотя он сделан из бронзы (?) и чёрен, тогда как животные конхи белы.

Ничего не поделаешь – с тех пор столько времени прошло, собачка смогла подрасти и стать уже совершенно чем-то иным. Более близким «новейшему антропологическому состоянию», но, при этом, не потерявшим связки со своими естественными корнями.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сант-Аполлинаре-ин-Классе


Locations of visitors to this page










В предыдущих сериях:

В самолете-1. Поломка и оттяжка: https://paslen.livejournal.com/2205596.html
В самолете-2. Ожидания: https://paslen.livejournal.com/2205853.html
Первый глоток: https://paslen.livejournal.com/2205993.html
Думы о родине. Русский язык: https://paslen.livejournal.com/2206400.html
Путешествие как текст: https://paslen.livejournal.com/2206903.html
Национальный музей Равенны: https://paslen.livejournal.com/2207144.html
Равенна. Сан Витале: https://paslen.livejournal.com/2207375.html
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии: https://paslen.livejournal.com/2207754.html
Первый день разрушает мечту, но строит реальность: https://paslen.livejournal.com/2208225.html
Оно всё куда-то уходит, но, в то же время, навсегда остаётся. Вопрос в том, где искать: https://paslen.livejournal.com/2208455.html
Никакой Италии не существует: https://paslen.livejournal.com/2208547.html
Равенна и "вид на провал". Мавзолей Теодориха: https://paslen.livejournal.com/2208829.html
Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments