paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Равенна и "вид на провал". Мавзолей Теодориха/Mausoleo di Teodorico

Первый дней кружишь по центру и он водит, заманивая «болотными огнями» - тем, что замечено в первую очередь: ходишь-бродишь по «узким улочкам Равенны», в очередном просвете мелькает фасад, архаичный, романский или же, напротив, барочный, вот и сворачиваешь в сторону. Очередной раз попадая на Пьяцца дель Пополо или к Могиле Данте.
Во второй день возникает подобие плана, блуждания становятся менее хаотичными. Я живу на юге улицы Рима и для того, чтобы добраться до Мазволея Теодориха следует всё время идти по мондриановской прямой.

Историческая часть Равенны двух и трёх этажна, в районе вокзала (он остаётся справа; невидимые, но постоянно ощущаемые, слышимые, железнодорожные пути, подобно зипперу, тянутся все время с правой стороны) начинаются современные постройки.
Они обрамляют парк с развалинами старинной крепости Бранкалеоне – угловые башни, стены, заросшие плющом, аккуратно подстриженные склоны защитных холмов и рвов, постепенно выравнивающихся с течением времени.

Здесь всё ещё лето, пахнет прелью и осторожными хвойными, вцепившимися в эту землю до игольчатой дрожи. Горизонт открыт - здесь равнинный простор, перекрываемый отдельными лишь восклицательными знаками пиний и вопросительными туй.

Этот Эдем следует обойти по периметру, по часовой стрелке, чтобы попасть на шоссе, пересечь железнодорожный мост и пути внутри, справа, чуть дальше, будет уже другой парк: ровное, зелёное поле в низине, уходящей за горизонт.
Зона покоя отгорожена от шоссе монументальной рощицей, скрывающей мавзолей.

Нужно спуститься с дорожного вала и купить билет в кассе у смешливой девчонки, евшей мороженное.
Хитрость с рощей обнаруживается почти сразу, стоит только, отдав деньги за «вид на провал», начать приближаться к памятнику.





Он важен, двухэтажен и похож на десятигранную скороварку, накрытую супницей, вокруг него лестницы, напоминающие строительные леса, чтобы можно было попасть на круговую площадку второго этажа и зайти внутрь округлой залы, посреди которой стоит почти целая порфировая ванна – тот самый саркофаг, заставивший Муратова физически ощутить ход истории.

Всех (и того же Муратова, и Блока, посвятившего памятнику проникновенные лирические строки) подкованных путешественников восхищает уникальный купол-монолит диаметром 11 метров – всё это единая каменная глыба весом 300 тонн (возле кенотафа есть содержательные информационные стенды на 4-х языках, на русском, правда, нет), который воодружали с помощью дюжины «ушков» или скоб, определяющих внешний купольный силуэт.

На первом этаже в центре холла – квадратная современная скульптура Марко де Луки – кусок обработанного камня, покрытого чёрно-белой вязью с намёком то ли на исчезнувшую письменность, то ли на мозаичные специалитеты Равенны.

«Химера» (именно так называется) артефакт имеет совершенно чёрный испод, на которые падают лучи из зарешетчатой центральной бойницы. Никаких эффектов и головокружительной красоты, всё очень сдержанно и пусто – именно такое слово я бы и употребил.

Четыре евро взымаются, видимо, за возможность пасторали на свежем воздухе и за прогулку в отдалённый район, куда вряд ли бы добрался по какому-то иному поводу, не связанному с историей и культурой.

Тем более, что сам Теодорих, как пишут путеводители, здесь не покоился, всё это, вполне возможно, фейк, как и в случае с его Дворцом, расположенным по соседству с Сан Аполлинаре Нуово, буквально через два дома (Аполлинаре была домовой церковью этого короля остготов) – то ли было, то ли туристов завлечь.
Так и тут (впрочем, как с той же Галлой Плацидией из V века, умершей в Риме) – кенотаф, может, и к лучшему.

Мне Теодорих не слишком приятен, даром, что происходил откуда-то с Днепра или с Крыма. Сам читать не умел, зато казнил своего советника Боэция (и Симмаха заодно, хотя Боэция, разумеется, жальче), правил 30 лет и три года, после чего империя, им собранная (Теодорих завоевал весь полуостров) развалилась.
Впрочем, вероятнее всего, всё это есть в Википеии, а мне нужно плыть дальше.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Теодориха

Locations of visitors to this page


















В предыдущих сериях:

В самолете-1. Поломка и оттяжка: https://paslen.livejournal.com/2205596.html
В самолете-2. Ожидания: https://paslen.livejournal.com/2205853.html
Первый глоток: https://paslen.livejournal.com/2205993.html
Думы о родине. Русский язык: https://paslen.livejournal.com/2206400.html
Путешествие как текст: https://paslen.livejournal.com/2206903.html
Национальный музей Равенны: https://paslen.livejournal.com/2207144.html
Равенна. Сан Витале: https://paslen.livejournal.com/2207375.html
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии: https://paslen.livejournal.com/2207754.html
Первый день разрушает мечту, но строит реальность: https://paslen.livejournal.com/2208225.html
Оно всё куда-то уходит, но, в то же время, навсегда остаётся. Вопрос в том, где искать: https://paslen.livejournal.com/2208455.html
Никакой Италии не существует: https://paslen.livejournal.com/2208547.html

Бонус

Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments