paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Равенна. Сан Витале/ San Vitale

В Сан Витале идут за мозаиками, но там есть ещё и фрески, они идеально соседствуют. Когда заходишь в храм, сразу же попадаешь в подкупольный зал с роскошными барочными феериями. Светло-коричные триумфы с ангелами и святыми в разноцветных небесах закипают, как вода в чайнике.

Между прочим, именно этот мощный купол изучал Брунеллески для создания первого европейского купола Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Но в Википедии про устройство Сан Витале можно прочесть по ссылке, я же сгруппируюсь на своих собственных ощущениях.

Их задаёт барочный вихрь, подтянутый вверх, так как «общее пространство» вытянуто и поставлено на большие боковые колонны. Пол украшен мозаиками, а вся красота начинается примерно на уровне третьего-четвёртого этажа – территория собора разворачивается вширь, невидимая со стороны: когда подходишь в Сан-Витале, похожем на грибной куст, кажется, что он достаточно локален и прост.

Попадая внутрь охаешь от омута, в котором есть загустевающая карамелизованная сладость пустоты, отпущенной на свободу – и портал выхода в другое измерение: мощная, углублённая в себя апсида, разукрашенная яркими, сочными, будто бы позавчера законченными, мозаиками.

В церкви, разумеется, полумрак и невозможно разглядеть, что верхние росписи обрамляют архитектурные обманки на сводах и стенах – задирая голову, кажется, что ниже купола находится сложное убранство ротонды с арками, за которыми видны проходы, поддерживаемые колоннами, за которым виднеются богато украшенные купола небольших башенок.





Как мне объяснили знающие люди (я-то этого не заметил) – большая часть этих деталей нарисована (1780) в духе театральных иллюзий болонскими художниками Бароцци и Гандольфи, а так же венецианцев Гвараной.

Но всё это предисловие и преддверье перед основной апсидой, противоходом оформленной по поручению Теодориха Великого (отдельно расскажу о прогулке в его мавзолей) совершенно в другое время (546 – 457) и в другом стиле.

В «базовом корпусе» темно и загустевает неспешная осень, под сень мозаик попадаешь, точно в заповедный сад или же на луг, цветущий полевыми цветами. Кирпично-коричневое барокко то ли отступает, то ли рассыпается, как бы подталкивая тебя внутрь волшебного воздуховода. Желтое и золотое здесь сплетается с зеленым и голубым, а в узоры и арабески, оплетающие косяки и своды (аркады и конха) вписаны святые и герои – в том числе император Юстиниан и его супруга Феодора.

Разные поверхности – стены и постенки, перекрытия, вогнутые поляны и обрамления окон наполнены, каждая, собственным ритмом и исполнительским усердием, из-за чего недвижимое воинство, оплетённое лианами декора льётся, вьётся, бежит куда-то, недвижимое и самоуглублённое, заводит медоточивые шашни с глазами и вестибулярным аппаратом.

Встреча Рима и Византии происходит в Сан Витале этим вот столкновением старого мира мозаик, заряженных закатом античности и новой угрюмости, наступающей по всем фронтам.

Можно было бы обозначить это столкновение как катастрофу, в которой «все умерли», однако гений оформителей и архитекторов, вписавших разноцветный луг в тёмную торжественность всего остального.

Это сделано столь умело и ловко, что у взгляда не остаётся альтернативной логистики – всё здесь подчинено чёткой расстановке акцентов, заставляющих двигаться точно к центру света.

Поскольку поначалу в апсиде толпились туристы, прежде чем перейти к мозаикам, я решил прогуляться под барабаном купола и обойти базилику по тёмному кругу, чтобы отметить мозаичные полы и мраморные саркофаги, запрятанные за колоннами.

Поступив против задуманного авторами порядка, я почувствовал, как церковь сопротивляется моему своеволию, словно бы цепляясь за меня и насильно разворачивая в сторону небесного сада.

Сопротивлялся я недолго, бросил бег по кругу и тоже пошёл греться туда, в самый центр рассвета.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сан-Витале











Locations of visitors to this page


В предыдущих сериях:
В самолете-1. Поломка и оттяжка: https://paslen.livejournal.com/2205596.html
В самолете-2. Ожидания: https://paslen.livejournal.com/2205853.html
Первый глоток: https://paslen.livejournal.com/2205993.html
Думы о родине. Русский язык: https://paslen.livejournal.com/2206400.html
Путешествие как текст: https://paslen.livejournal.com/2206903.html
Национальный музей Равенны: https://paslen.livejournal.com/2207144.html

Tags: Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments