paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Национальный музей Равенны. Фрески Пьетро да Римини

Честно говоря, я искал, где в Равенне выставляют средневековую живопись, но для этого надо идти в Музей изящных искусств на улице Мира, который оказался недалеко от дома.
Но пока я до него шёл, картины смотреть расхотелось - судя по сайту, коллекция здесь состоит из сплошных второстепенностей, тем более на фоне фресок и, тем более, мозаик, блистающих буквально по соседству в той же церкви Санта-Аполлинаре Нуово.
Равенна не место, где следует искать и смотреть живопись. У неё иные специалитеты и это видно даже моим, невооружённым глазом.

А в Национальный музей хотелось ещё зайти и потому, что он находится в одной охранной зоне с Сан Витале и Мавзолеем Галлы Плацидии. Правда билеты туда разные - в музей отдельный вход, а два шедевра с мозаиками включены в городской общемузейный билет за 9.50 (действует неделю), вместе с Санта-Аполлинаре Нуово (был вчера), Археологическим музеем у Дуомо (даром не надо) и баптистерием Неониано (тоже у Дуомо).

Мне хотелось ещё раз зайти в Сан Витале, посмотреть на иллюзионистские фрески, но за один день пост охраны переместился с точки по периметру музейной зоны внутрь - как раз на границе Национального музея и дороги, ведущей к церкви и мавзолею, так что гештальт, связанный с ними оказался не закрытым.

Национальный музей оккупировал два (?) бывших бенедиктинских монастыря с двумя типовым клуатрами, в которых разместили часть мраморных римских и средневековых надгробий, остатков скульптур, колонн и прочих архитектурных украшений.
Всё тоже самое, только более ценное и цельное (в основном греческие и римские скульптуры, украшения колонн и фасадов)размещены в залах первого этажа, окружающих первый внутренний дворик.

Есть там, разумеется, всяческие забавные вещицы, но у меня для их адекватной оценки настоя не было - меня звала живопись. Впрочем, если судить по сайту и планам музея, живописи там не очень много - полтора десятка икон и всё.





Второй внутренний двор окружают галереи с декоративно-прикладным искусством - средневековым шитьем, мебелью, картами, небольшой коллекцией древнеегипетских артефактов, причём часть залов (именно тех, где иконы) закрыли на переэкспозицию.

Клуатр и залы на разных этажах, с мраморными лестницами и оголёнными подвалами, перепадами уровней и стенами Сан Витале в окнах - самодостаточный архитектурный аттракцион, схожий с теми, что переживаешь в венецианских палаццо, зачищенных под второстепенные музеи.
Иногда это единственная возможность попасть внутрь старинных построек, чтобы прочувствовать особенный строй внутреннего пространства, поэтому идёшь не за экспонатами, а для радости прочувствовать темечком организацию геометрии и архитектуры.

Тут надо сказать, что внутренние территории средневековой Равенны, порой проскакивающие в открытых воротах старинных домов и усадеб - едва ли не самое таинственное и привлекательное, что есть в этом городе. Гуляешь и видишь, что за внешними стенами находятся райские сады и комфортабельные укрытия, расцветающие вдали от туристических глаз для своих.

Клуатров здесь тоже, вероятно, великое множество - все они манят своей открытостью и, разумеется, разочаровывают типовой начинкой, когда туда входишь: вчера клуатр в "Зоне Данте" был закрыт решетчатыми ставнями и манил прохладой Музея Данте, сегодня он открыт, поэтому, заглянув из любопытства, проходишь мимо него с безразличием.

Специалитеты Национального музея Равенны

Однако, оскорблённому сердцу и здесь нашёлся уголок и уголёк - в одном из тупиковых залов выставлен цикл из восьми фресок (1320 - 1340) Пьетро да Римини, перенесённый сюда с сохранением архитектурного расположения из переоборудованной в театр (если я ничего не путаю) церкви Св. Клары Асизской, и это именно "то, что мы любим": полустёртые, так же плохо сохранившиеся, как античные мраморы, они только-только намекают на свою естественную композицию. И, оттого, вдвойне прекрасны.

Потолочные фрески, снятые с перепончатых сводов, разглядываются хуже - из-за ламп, обеспечивающих подсветку стен, зато шероховатые фронтальные росписи можно рассматривать нос к носу. Особенно хорошо "Распятие" с богоматерью в обмороке.

Пьетро много контактировал с Джотто, учился у сиенцев, поэтому особенную радость узнавания вызывают строгие, контурные рисунки с явно тосканским прононсом.
Вот только выставлены они немного странновато - как незамысловатый бонус, почему-то не включённый в обязательную туристическую программу, а бесплатное приложение всем купившим билет.

На самом деле, фрески такого плана на раз оправдывают существование всей этой богадельни, кажется, не слишком заинтересованной в сторонних зрителях.



Locations of visitors to this page


Вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_музей_Равенны
Tags: Италия, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments