paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Три сонаты И. Брамса на VIII фестивале Ростроповича. Максим Венгеров и Полина Осетинская. БЗК

Три сонаты поставили по нарастанию страстей, поэтому Первая оказалась после антракта, а начали со второй, чтобы разгон был постепенный.
Он ровно таким и вышел, разгон с погружением, точно читаешь роман и главы его становятся всё короче, а там уже и утро.
В этой книге была веранда и ночник, к которому, на свет, летели бабочки и огонёк трепетал и фитилёк коптил слегка, очень уж звук у Венгерова был вязкий, насыщенный, густой. Была в этой книге и лунная дорожка за открытым окном и прямая спина Осетинской, точно она балерина, а не пианистка.

Точнее, фигуристка, так как проще всего было бы сравнить первую (значит, Вторую) сонату, с которой начали со спортивными танцами, где есть поддержки, прыжки и прочие обязательные, силовые элементы (с обязательным тодесом, в их числе), но важны же не они, точнее, не только они, но скольжение, которым и хочется обозначить то, как Брамс прикидывается у Венгерова то Чайковским, то Пьяццоллой. То, как Осетинская, до поры, играет вторую скрипку, демонстрируя утончённую умеренность.

Слушателю тоже ведь важен разгон, переходящий в привыкание. Извилины ворочаются, продуваемые исполнительским сквозняком, метафоры пробуются на язык, на вкус, на цвет, перебираются в поисках максимально вместительных соответствий, чтобы далее пустить восприятие концерта по намеченным рельсам.

Эта соната, поэтому, легко идёт в расход, в топку, на растопку, чтобы, почти без промедлений, перейти к второй, то есть Третьей.
В этой части фигуристы переходят к танцам на льду, где главное – артистизм и всяческая эстетизированная деятельность, позволяющая упрятать в себя потаённую страсть. Ведь это же дуэт и никто не должен тянуть одеяло на себя, а так хочется – и чтобы одеяло сползало, и башмачки со стуком – на пол, потому что сцена очень похожа на съёмочную площадку какого-нибудь голливудского фильма с участием двух звёзд.
И обывателю, который в зале, то есть, мне, хочется, чтобы между ними пробежала искра, пролилась химия и вспыхнула страсть, напоившая исполнение послегрозовым озоном.



Вашингтонский национальный симфонический оркестр

Брамс ведь очень ограниченный композитор, тесный. Точнее, так: плотно заставленный мебельным антиквариатом, сгруженным в кучу – даже соната для двух солистов имеет чётко очерченную территорию.
Или так: точно она и имеет, так как симфоническое облако сложнее поддаётся охвату и подсчёту, а тут всё ж на слуху.

Кажется, именно этим, испытанием границ, Венгеров и Осетинская занимались. Кидаясь друг в друга нотами в стеклянном доме. И долгое время страсть их клубилась под спудом.
Вот и я слушаю такие концерты с закрытыми глазами, постоянно съезжая в какой-нибудь транс, поэтому не сразу понял, что произошло – Венгеров остановил игру, с полминуты перенастраивался и они начали финальную часть Третьей сонаты с заступом, вернувшись к тому самому моменту, где у Гварнери струна оборвалась или что-то в этом духе?

Все концерты я делю на умственные и эмоциональные: одни создают хорошую погоду для размышлизмов, другие легко конвертируются в лёгкое телесное опьянение, когда изменяется не сознание, но агрегатное состояние всего прочего организма, словно бы кто-то там, внутри, что-то с температурой напутал.
Чуть вверх или чуть вниз, чтобы пот меж лопаток или икры окаменели, вжавшись в ножки кресла (много раз, впрочем, уже описывал).

У Осетинской с Венгеровым сегодня вышел промежуточный эксперимент, так как думалось как на просторе, а, главное, очень быстро, постоянно ускоряясь, но когда Венгеров остановил игру, всё совсем уже как-то побежало, как на ускоренной перемотке, точно влюблённые перестали, наконец, скрывать свои чувства.
Такая, будто бы нарочная кульминация, после которой в книгах и в фильмах (в "картинах") начинается всё самое интересное.
Правда, обычно, апофеоз в них сдвинут ближе к концу программы и протагонисты не успевают насладиться острым счастьем; обычно всё плохо заканчивается и уходит в зтм или многоточие; в скороговорку эпилога.
Славабогу, тут-то мы все знаем, что это только игра на публику, игра с Брамсом, которого можно вертеть в разные стороны, точно Венгеров и Осетинская – не музыканты, но актёры, не с нотами, но со словами и вполне нарративными коллизиями.
Крайне концептуальная программа (тезис – антитезис – синтез), правда, была немного подпорчена двумя бисами.

Второй венгерский танец Брамса (Венгеров играет Венгерский танец, типа смешно же, да?) стилистически ещё как-то вписывался в предыдущее содержание в качестве послесловия, что ли, но дальше «Вокализ» Рахманинова, посвящённый памяти Ростроповича и Вишневской, упал куском сливочного масла, отбив память о всех концертных тонкостях, так тщательно выстраиваемых во всех частях всех трёх, дымящихся совестью, сонат.
И долго ещё потом огрызался вспоминался по дороге и даже дома (тем более, что Брамс не самый великий мелодист, он больше по узорам, по всяческим завиткам арабесок. перешибить его гораздо проще, чем кажется. Если, конечно, это не Скрипичный концерт со слезой), и даже теперь...

Который раз, обратил внимание, что бисы не нужны. Никогда. Бисы – уступка событию, его земной (материальной, социально-общественной) части, усреднённому вкусу, сухарик сиротским страстям галёрки.
Дело хотя бы в том, что восприятие, откатав обязательную программу, автоматически выключается. Точнее переключается в совершенно иное, «необязательное» (поверхностное, снисходительное) агрегатное состояние слушанья. Если серьёзно потрудишься во время концерта, сил на бисы уже попросту не остаётся.
Такое ощущение, что отзвучав обязательная программа перезапускает какие-то биологические часы, включая внутри слушателей «Золушку», боящуюся не успеть к своей тыкве, замаскированной под карету.
Иначе, иными причинами, сложно объяснить все эти недостойные сцены в финале с массовым забегом к гардеробу.

Сравнить это можно разве что с тем, как люди срываются со своих мест, стоит только самолёту коснуться взлётной полосы. Но там-то понятно: клаустрофобия и страх, а тут что?

Locations of visitors to this page
Tags: БЗК, концерты, фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments