paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Подгорецкий замок, Олесский замок и достопримечательности Жолквы

Сегодня Юлик устроил круиз по замкам. Их вокруг Львова восемь или около того, разбросанных по маленьким городкам или высоким холмам на разном отдалении от города. Выехали в обед, чтобы успеть в четыре места, хотя по дороге последний замок (самый близкий к Львову) отменился из-за дождя и мы остались без моста по которому Д’Артаньян спешил к умирающей Констанции. Да, все памятники кинематографичны и многократно использованы в разных «советских фильмах».

Но главное в них не это – они вскипают неожиданно посредине города или же, напротив, долго ведут к себе петляющую дорогу (здесь шоссе отличные, Юлик гнал за 130 км в час и не лихачил, видно, что норма), долгое время оставаясь крохотными модельками. Пока вдруг не превращаются в полноценный «средневековый» дворец с башнями, мощными стенами и монументальными фортификациями. Так деревья и автомобили, наблюдаемые в иллюминатор садящегося самолета, долгое время стелются по земле своими игрушечными копиями, пока не встают в полный рост – когда шасси касается лётного поля.

Правда, первый замок в городе Жолква (примерно 30 км от Львова), заложенный в 1549-м Станиславом Жолкиевским для Яна Собецкого, совсем не такой – он градообразующий объект, растянутый на всю длину центральной площади, где мимо него стоит еще ратуша, Домениканский монастырь и костёл Св. Лаврентия (1720) и масса старинных двухэтажек с аркадами - почти итальянский ренессанс, правда, совсем не выразительный и непропорциональный. Остаточный.

За защитной стеной с воротами – огромный, с площадь, двор и сам замок с пустыми глазницами окон: его только-только начинают реставрировать и приводить в порядок, экспозиция работает в двух реконструированных залах, всё остальное лишь разгребается или, как в угловых нишах двора со сторожевыми башнями, заливается бетоном.

Первые ассоциации – башня Монтеня в шато Монтень под Бордо (отличие в том, что жилище мэра Бордо не реконструировано но оставлено с голыми стенами, а здесь экспозиция с новыми полами и потолками «наводит красоту») и гамлетовский Эльсинор (правда, в одну треть от датского замка). А еще – те кадры из фильмов Тарковского (в «Ностальгии» и, кажется, в «Солярисе»), где показаны живописные готические руины, снятые единым печальным кадром.

Проблема этого замка не в разрухе, весьма, впрочем, живописной, но в его низкорослости и низинности – он стоит как бы во глубине центральной площади, утопленной в общей бесприютности. Запылённости. Неприкаянности. Городок живописный и ухоженный (как и весь край, что цветет всеми цветами радуги и пахнет как парфюмерная лавка), а дворца и двора крайне мало, особенно на фоне глубокого предгрозового неба. Зато церковь Св. Лавентия  с роскошныминадгроными памятниками, весьма барочна снаружи и зело барочна внутри.

Бонусом при въезде в Жолкву стоит самая старая (1720) деревянная церковь Украины – Святой Троицы, весьма живописное, тёмное, народно угрюмое строение с башнями, похожими на гуцульские папахи и охраняемое, между прочим, Юнеско.




В пыльных шлемах

Дальше мы покатили в Бусский район Львовской области к знаменитому Олесскому замку (примерно 70 км от Львова) с коллекциями деревянной скульптуры и картинами из собрания Львовской картинной галереи, который оказался закрыт. Это он, как раз, долго манил и приманивал путников своими совершенными очертаниями, вырабатывающими воздух на весь окоём. У меня так уже было в Виченце, где мы поцеловали ворота виллы Ротонда и отправились восвояси – в поля, к холму Монте Берико, набитому святынями. Однако Ротонду можно рассмотреть через решетку и, тем более, с холма, тогда как Олесский замок окружает заросший сад с разрушающимися скульптурами, плакучими ивами, тополями и каштанами такой толщины, что даже крыши зелёной прямоугольной башни не увидать.

Зато совсем недалеко от Олесского замка есть другой, типологически схожий, где, кстати, точно так же снимали и «Д’Артаньяна» и «Дикую охоту короля Стаха» и много ещё чего. В последнее время в Подгорецком замке (1635 – 1640) был туберкулёзный диспансер, который, к тому же, еще и горел. Так что теперь внутрь него, забитого и заколоченного, не пускают. Зато можно обойти дворец по периметру, оценить ров и земляные валы, ренессансные арочные террасы, погулять по заброшенному парку со служебными павильонами и остатками скульптур и арок, весьма элегического настроения. С тылов дворца, окруженных балюстрадами, щербатыми лестницами и торжественным спуском к обрыву, заросшему травой, открывается вид на округу – поля и дороги, равнины и холмы с садами и аккуратными деревнями (очень похоже на спуск за военным санаторием в Архангельском).

Хотя главная достопримечательность ансамбля стоит за пределами замковой территории, прямо в Олесько – это роскошная барочная церковь Св. Иосифа (1752) с монументальной, римской колоннадой коринфского ордера, латинским изречением на фризе и скульптурами святых над фронтоном, добавляющая этому месту ещё больше меланхолии и покоя. Внутри костёла, построенного как усыпальница, неожиданно компактного и резко устремлённого вверх (ротонда и есть практически рондо), полустёртые розоватые, весьма артистические (театрально-декорационные) фрески с гирляндами и иллюзионной архитектурой. Примерно на уровне второго этажа внутренний овал окружают балконы. Церковь живая и, что ли, слабодышащая. Атмосферная. Вскипающая единым куском, вся и сразу –без закоулков и отдельных отсеков, проходов и алтарной апсиды. Круг, совершенный и совершенный, совершенно замкнутый на себе. Вполне компенсирующий отсутствие интерьеров в соседнем замке.

Я долго думал, какой фоточкой проиллюстрировать этот пост, так как снимков сделал, разумеется, много, но все они несовершенны. В Жолкве есть интерьеры, но слишком скудна внешняя часть. В Олесько видны лишь общие очертания замка, заслонённого тополями да кипарисами, плюс остатки монастыря напротив (пара живописных скульптур из песчаника с размытыми лицами). В Подгорье лучше всего получились рвы и сторожевые башни, выступающие из стен. Костёл Воздвиженья тоже снять как следует не получилось – Хотя, вроде бы, он весь подобран и центростремительно сжат, его легко схватить камерой; но вблизи это не выходит – так он велик и высок, а издали теряется ощущение силы и уходят детали.

Между Олесским замком и Подгорецким (вместе с Золочевским, куда мы не поспели из-за дождя, они образуют маршрут «Золотая подкова Украины») есть странный объект, нависающий над автобаном – там, где развилка и, с одной стороны, поля-поля, а, с другой, холмы-холмы. Вот из одного такого холма торчит конструкция с остатками лошади и фигурой солдата (или, как Юлик сказал чк-шника) в «пыльном шлеме». Пыльном буквально, поскольку шоссе оживлённое, не простаивает.

Это многометровый объект советского монументального искусства с заброшенной смотровой площадкой и остатками фонарей, призванных наводить по ночам ужас на дальнобойщиков, водителей и шоферов. Когда-то всадник и его лошадь были целыми, но теперь декоммунизация деконструировала их, оставив лишь каркасы остовов да конечности – просто добраться до них труднее всего. Конь коммунистического апокалипсиса, летящий в никуда, лишившийся части туши (а человек – части тела) стал вполне ощутимой метафорой того куда марксов призрак завел одну шестую.

Если призраки львовских замков, ютящиеся в руинах да развалинах, давно задекоративили и никому не страшны, этот, казалось бы, разобранный на составляющие, действительно ужасен в современности своего состояния, своего вынужденного художественного решения, подправленного временем и обстоятельствами. Отыскать следов монумента в сети (почему он тут воткнут и кем измышлен) не получилось. Даже геолокация молчит. Как и геотеги.
А жаль: парень с конём вышел даже сильнее, чем «Девушка и смерть».

Locations of visitors to this page


Таким памятник был первоначально: http://img-fotki.yandex.ru/get/6300/9772125.e3/0_7e1fd_c8f1dd16_orig
Tags: Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments