paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Лирическое отступление про вскрытие приёма и актуализацию высказывания

Вспоминая детство и рассказывая историю мальчика, очень сложно миновать многих жанровых штампов, очень просто вырулить, ну, например:

- в текст о взрослении социальном и физическом ("пробуждение чувства", "первая любовь");
- в текст про "школьные годы чудесные" (плохие одноклассники, хорошая учительница, или наоборот);
- в текст о счастливом советском детстве (газировка с сиропом за три копейки, а билет в кино - за десять);
- в элегию про "последнее лето детства" (оно же - "изгнание из рая", оно же про "конец золотого века", оно же - "сто дней после детства");
- в драму про детей на фоне родителей ("Маленькая Вера" или что-то вроде "Мой брат играет на кларнете" Анатолия Алексина);
- или в драму про родителей на фоне детей (какая-нибудь чернуха, мокруха, с претензией на физиологический очерк);
- или прустануть, впав в эпос обо всём и ни о чём (типа повышенное "семиотическое ожидание" и имманентная суггестия символического натяжения вывезет);
- или начать конструировать оммаж Юрию Буйде, тщательно отбирая полуфантастические странности, делающие любое совковое существование таинственнее любого магического реализма;
- или подыграть в духе Петрушевской, преумножая бытовые неудобства экзистенциальными (или наоборот);
- или совсем уже "дать Мамлеева", с его шатунами, маньяками и поедателями собственной перхоти;
- или же, по полной программе, "выдать Крапивина" ("мальчик со шпагой" и преувеличенными обидами, расширяющими зрачки лучше всякого атропина);
- как вариант, Зою Прокофьеву (на интонациях "повести-сказки" выросли все будущие фантасты);
- ну, или, хотя бы, Юрия Томина/Евгения Велетистова, для чего, правда, нужен остроумный концепт, вроде "волшебных спичек"…



Лето без лета

А есть ведь ещё Музиль с душевной смутой воспитанника Терлеса,
Рильке с записками Мальте Лауридса Бриге,
Джойсов "Портрет художника в юности",
Кафка с "Америкой" и дневниками
Оба Толстых
И Аксаков
Горький

Кто и что ещё вспомнит, кстати?

Штука в том, что всё уже было многократно использовано.
Распад литературных жанров на дискурсы и интонации
На атомы чужих открытий и заезженные колеи архетипов.
Считается, что нашей эпохе не повезло с предельной информационной открытостью, когда стало видно во все стороны света и доступны любые тексты, если не на бумаге, то в цифре, если не в библиотеке, то где-нибудь в интернете

где-нибудь в интернете

Одно неверное движение и ты попал под влияние, пропал для потомства
Однако, любое препятствие, если подходить диалектически, не закрывает, но открывает новые возможности и горизонты

- можно, конечно, дать немного Пруста
- перефердидурить Фердидурку Гомбровича
- или кононовского Саратова
- или микушинской Аргентины
- или андреивановской Копенгаги
чтобы затем выкрутиться или, лампочкою, вкрутиться в пот и подтоп переходов, ставший риском и рисунком собственной роли
единым и неделимым
единым и неповторимым

Знание как делали другие позволяет построить текст как слалом
Как постоянное дискурсивное приключение
Постоянного ускользания
Я от бабушки Вирджинии ушёл,
и от прадедушки Марселя ушёл,
а от тебя, Анатолий Алексин,
Карен Шахназаров,
Галина Щербакова,
Я и подавно уйду.


Locations of visitors to this page
Tags: брак, музей
Subscribe

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.