paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Открытие Музея современного искусства "Гараж" в бывшем ресторане "Времена года". Парк Культуры

Если отрешиться от светской суеты, которой обязательно окружено любое событие с участием Дарьи Жуковой (а, тем более, открытие нового помещения, как бы включающего в жизни музея второе дыхание), то больше всего здание, перестроенное Рэмом Колхасом из ресторана «Времена года», похоже на вокзал. Причём, заброшенный. Все поезда ушли и больше сюда не вернутся, рельсы начинают зарастать травой, люди превращаются в тени…

Во всём мире старые вокзалы перестраивают в музеи, а у нас музей превратили в сплошной зал ожидания – шесть (или восемь?) параллельно открытых выставок и экспозиций (плюс книжный магазин, выстроенный амфитеатром и кафе) не покрывают даже четверти пространства. Огромное фойе с остатками советской мозаики, возле которой проходила пресс-конференция – и вовсе омут необъятный, непонятно как его обыгрывать. С одной стороны, здесь нужны монументальные инсталляции, которые обычно заказывают непосредственно художникам (как двустороннее, от пола до потолка, панно «Все в Гараж» Эрика Булатова, как бы естественным образом отгораживающее выставочные пространства от окон фасада во всю стену здания) и который затем хрен сдвинешь, с другой, это территория, очевидно, способна решаться лишь мощными ретроспективами, подчиненными одному авторскому стилю. Причём, весьма монументального свойства.

Небольшие выставки занимают боковые отсеки второго этажа и выглядят они достаточно локально – бонусом к какому-то главному блюду, которого пока нет. Есть отличная выставка фотографий Георгия Кизевальтера, показывающая художников и писателей московского андеграунда 70-80-х годов. Параллельно ей, в другом крыле, разместили выставку-реконструкцию Американской выставки 1959 года в Сокольниках, так сильно повлиявшей на умы соотечественников и послужившей прологом и затактом отечественного шестидесятничества. Где-то в её недрах запрятан кинозал, в котором крутят получасовое видео Антона Видокле, посвящённое русскому космизму. Другой край второго этажа занимают две небольшие комнаты с яркими (в смысле, кричащими) комнатами-инсталляциями Яйё Кусамы, самой посещаемой в мире современной художницы, писк именно этого года. Но даже эта размашистая и диковатая поп-артистка, способная заполонить своими фантазиями любую кубатуру, представлена в «Гараже» весьма локально – помимо двух отсеков с «таинственными комнатами» есть ещё одно её видео и стихи на выгородке. Внизу, как раз под Кусамой, Саша Обухова сконструировала «Древо современного русского искусства» - карту-схему связей между актуальными российскими художниками. Есть ещё небольшой зал с фотографиями Юлиуса Коллера, посвященными кафкианскому теннису. Кажется, это практически всё, если не считать «живой инсталляции» с теннисными столами и игроками в пинг-понг, которая занимает центр второго этажа, всё пространство над атриумом.



Искусство не пахнет

Поднимаешься по грубоватой, «подъездной» лестнице на второй этаж и видишь десятки молодых людей (под открытие «Гаража» вызвали участников Ping Pong Club Moscow, ожививших и разыгравших эту территорию), одновременно играющих десятками мячиков, которые падают в разные стороны (некоторые из них валились со второго этажа на первый во время пресс-конференции открытия). Оказывается, всё это мельтешенье, в котором задействованы так же раздатчики маек и официанты, предлагающие гостям музея пельмени (по четыре штучки в плошке плюс сметана) – тотальная инсталляция тоже зело моднючего аргентинца (?) Риркрита Тиравания. Нечаянно отсылающая к инсталляции Ильи Кабакова и Бориса Гройса, которую показывали в Галерее Юлии и Марата Гельман на Винзаводе в рамках большой кабаковской ретроспективы семь десять назад. Только там в теннис никто не играл, но стоял игральный стол и доски, на которых узнаваемым подчерком-шрифтом Ильи Иосифовича были мелом нанесены тезисы его спора с Гройсом.

В «Гараже» пинг-понг вышел отчаянно молодым и шумным, тем более, что ни здание, ни территория парка вокруг, окончательно не оформлены. Ремонт не доведён до логического конца и продолжается на глазах у журналистов и ВИП-тусовки. Десятки гастарбайтеров кладут асфальт во дворе нового музея, раскатывают газоны, выравнивают террасы камнями и песком, проводят коммуникации. Работают молча, слаженно, на фоне деревьев, оплетённых красной сеткой, что является частью одного из проектов всё той же умно безумной Яйё Кусамы. Таким образом, движуха вовне смешивается с движухой внутри, оживляя заброшенную станцию всеобщего советского прошлого. Его из «Времён года», разумеется, не вытравишь. Да и вряд ли это нужно – проект Колхаса и предполагает строительство новой институции на законсервированных руинах брежневского модернизма. Игра с архитектурными вводными оборачивается идеологией всего проекта, и, как уже правильно написали в Ъ, программой для всей дальнейшей деятельности «Музея современного искусства».

Возможно, поэтому, выставки здесь – нечто вторичное и прикладное. В старом «Гараже» на улице Образцова, вся деятельность его держалась на гламурном запахе огромных денег, олицетворяемых стерильным дизайном и избытком охранников, даже не делающих вид, что «Гараж» - институция, как это положено в contemporary art’e, демократическая. Играть и резвиться в мельниковском ангаре можно было на строго дозированных участках и, в основном, аккредитованным, специально приглашённым гостям. Но если ты заступал за ограничительные заграждения, как это было на выставке Ротко, картины которого сам художник просил рассматривать с минимального расстояния, раздавалась сигнализация.

Потом, переехав во временный павильон на окраине Парка культуры, «Гараж» развернулся к детям и хипстерам, организовав библиотеку и многочисленные просветительские программы. Что мгновенно сказалось на качестве местных выставок. Игра в массовость и в доступность обернулась чем угодно, но только не сильными эстетическими впечатлениями. Политическая погода, впрочем, очередной раз поменялась и лоск нынешнего «Гаража» предельно корректен, сдержан. Дарья Жукова вела пресс-конференцию в строгом тёмном платье и почти не улыбалась. Искусство вокруг – под стать хозяйке – академически спокойное, многократно опробованное, респектабельное (лишённое изначального экспериментаторства), политкорректное (лишённое зубов, неопасное). Хотя и не без второго плана «ухмылки горькой над промотавшимся отцом», а, главное, как бы с нажимом выказывающее свою нужность. Неслучайно большая часть дебютных проектов обращена в прошлое, которое не столько исследует, сколько архивирует как Кизевальтер. Символично, что на втором этаже бывших «Времён года», с помощью Американской выставки 1959 года, внутри которой зашиты результаты «исследовательской программы» «Гаража», презентуется проект «Полевые исследования». Он связывает то, что показывается наверху с «Древом современного русского искусства», посаженного на тылах первого.

Всё вместе – идеальная институция промежутка, в котором все мы сейчас находимся. Когда пустоты и неясностей, зияний и незаполненностей, трактуемых самыми разными, порой, противоположными образами, больше, чем «мяса» и проартикулированного содержания. Слалом ускользания от определённостей, которым можно было бы навесить идеологический ярлык. Что говорить, когда нечего говорить. Ну, или попросту нельзя?

И такие Гоголи (Кусамы и Тиравания), чтобы нас не трогали. В том числе и эстетически, что ли?
Внутри нового музея даже Кусама утратила всё своё фирменное безумие.


Locations of visitors to this page


Искусство не пахнет
Tags: Гараж, выставки
Subscribe

  • Как Инстаграм рекламой сломал себе карму

    Инстаграм ввел рекламу и, тем самым, сломал себе карму. Надо сказать, что до этого он был безупречен – сразу видно, что создавали его умные,…

  • Бытийная мимикрия в районе ЧМЗ

    Каждый день я подолгу жду седьмой троллейбус в самом начале ЧМЗ - городского района, отделенного от всего остального Чердачинска мёртвой…

  • Эрос невозможного. Вершки и корешки

    Давно хочу записать одно наблюдение за модой: есть тенденции навязанные (поверхностные) и такие, как грипп, быстро приходят и быстро уходят, а есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments