paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Шуберт на воде

Давно хотелось понять отчего одни пианисты тебя трогают, другие же оставляют равнодушным. Иной раз возникает стойкое ощущение разговора; того, что человек передаёт игрой своей некую информацию – чаще всего, расфокусированную, но, порой, даже и конкретную. В другом случае, как бы пианист не старался соответствовать нотам, виртуозности замысла, всё оборачивается пустым перебором клавиш (Денис Мацуев, покойный Николай Петров). Понятно же, что дело в человеческом содержании, накладываемом на особые технические ухищрения, позволяющие создать ощущение коммуникативного канала, по которому движется «содержание». Ну, там, ссобое касание клавиатуры, устойчивое и прямолинейное, или же, напротив, слегка мажущее, смазанное, как бы приблизительно намечающее или обозначающее тот или иной промежуток (так играла моя преподавательница в музыкальной школе).

Как бы там ни было, но одни лишь оформляют пространственную пустоту, создавая ей звуковую раму, другие постоянно возобновляют "луч", чётко направленную на тебя интенцию и почему так происходит – всё никак не мог понять, пока в метро не встретился взглядом с каким-то случайным попутчиком. Увидел вдруг осмысленный взгляд, исполненный глубины, наполненности. С глазами тоже, вроде как, не всё понятно. С одной стороны, что такое глаза? Ответственный физиологический участок, выходящий на поверхность из глубины, с другой – мозг же мгновенно распознаёт через чужой взгляд содержание другого человека, расфокусированно и в первом приближении, но почти автоматически перенастраивает тебя на тот или иной тон, жанр, дискурс, тонус восприятия (и возможного общения). Ещё и слова не сказал, лишь взглядом зацепился, а уже «всё понятно» с одними и совершенно равнодушно с другими. В ком-то есть жизнь и движение, в ком-то - одна лишь прозрачность (непрозрачность) стылых вод. Стеклянный (оловянный, деревянный) штиль. Хотя, вроде, устроены-то все одинаково.

Вот мне кажется, что и с исполнением музыки происходит нечто подобное. Когда говорить начинает самость, месторождением выходящая наружу.
Tags: метро, физиология музыки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments