Сборник трудов лозаннского университета о экфрасисе, "представляющем собой описание произведения искусства внутри повествования, которое он прерывает, составляя кажущееся отступление" . Самый классический пример - описание щита Ахиллеса в "Илиаде".
Про экфраксис я узнал от Барта, а потом понял, что это важная и актуальная тема - удвоений и переносов. Это отражение, не равное оригиналу; копия, лишённая первоисточника. Потому что точная передача невозможна, да и не нужна вовсе.
То есть, сначала, наверное, экфраксису было важным как можно более точным - тот же щит Ахилла растянут на страницы досканальных описаний (выполненных в перечислительной интонации) и конкретным.
А сейчас его задачи поменялись на прямо противоположные - в современных текстах экфраксис выполняет функцию текста в тексте, то есть окна, момента выхода или перехода из одного условного пространства (всякий лит. хронотоп условен) в ещё более условное. Нынешний экфрасис не могет быть конкретным - сегодня он, совсем в русле метареалистической поэтики, выполняет функцию размывания изображения, а не точки сборки, как раньше.
Нынешний экфраксис строится как коммуникативный аттракцион, заставляющий читателя придумывать/выстраивать в голове свой собственный артефакт.
Таковы усилия Пола Остера в романе "Храм луны", таков роман Джона Бенвилла "Афина", целиком состоящий из описаний картин.
Я бы расширил понятие экфраксиса на любые практики переноса и пересказа, передачи чего бы то ни было иными изобразительными средствами.
Так финал фильма "Дым", снятого по сценарию Пола Остера (рассказчик рассказывает историю, а потом, уже под титры, на ее как бы экранизируют) есть пример такого нового, расширенно понятого экфраксиса.
Или в моём романе "Ангелы на первом месте" появлению текста каждого нового письма намеренно предшествует его пересказ - то, как письмо было воспринято героиней. Чистой воды экфраксис.
Тем более, что само письмо, приведенное в романе - тоже ведь копия некоего, будем думать, рукописного первоисточника, чей вид зависит от использованного шрифта и формы публикации.