paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Речь о Дмитрии Бавильском" Алексея Шестакова на церемонии вручения премии А. Белого

Книга Дмитрия Бавильского «До востребования» была востребована – во всяком случае мною, но и многими другими, полагаю, тоже – ещё до того, как она стала книгой. Интервью с современными российскими композиторами, публиковавшиеся автором на протяжении последних лет пяти в сетевой газете «Частный корреспондент», имели для меня большое практическое значение. Естественным образом выяснилось, что они служат незаменимым подспорьем для подготовки к прослушиванию в концертном зале или дома, для восприятия и понимания опусов этих авторов – лучшим, нежели основная масса традиционной музыкальной критики или небольшие тексты, включаемые в издания той же музыки на дисках.

Пользуясь, таким образом, практически этими текстами, я никогда не задумывался о том, что они могут составить книгу, – несмотря на то, что примеры подобного жанра существуют, прежде всего «Краткая история новой музыки» Ханса-Ульриха Обриста, тоже состоящая из интервью с известными композиторами и музыкантами (к слову сказать, куда менее многочисленными и подробными, чем у Бавильского). Возможно, дело в том, что интервью Бавильского в большой степени перформативны: они не столько рефлексируют над некоей существующей, более или менее вошедшей в историю музыкой, сколько совершают определённое действие, и, как правило, очень важное: например, нащупывают связь того или иного композитора – его же, так сказать, руками или устами – с современниками и предшественниками, то есть встраивают его в традицию, что очень важно и очень трудно, настолько резко сама современная музыка отличается внешне – на слух – от еще недавней и настолько резко изменились условия её существования и восприятия. И вообще – почему их практическая ценность, вероятно, и была такой отчетливой, – эти интервью живо напоминают опыт восприятия, процесс слушания: интервьюер – более или менее такой же, как и я, человек, не меломан в высоком смысле слова, не музыковед, вооружённый специальным образованием, – не боясь продемонстрировать свое незнание, в некотором роде на ощупь, методом проб и ошибок, ищет зацепок для контакта с накатывающей на него неизведанной реальностью.



Тем более что эта реальность в данном случае – неизведанная на редкость. Ведь современная академическая, как её не очень удачно называют, музыка отличается, как мне кажется, тремя необычными даже для смежных с ней искусств особенностями: она – так же, как и книга Бавильского, и более, чем, скажем, визуальное искусство, – перформативна, то есть чаще всего неразрывно связана с условиями исполнения, а значит, практически невоспроизводима за их пределами; она бескомпромиссно сложна, то есть не идет ни на какие уступки слушателю, всё глубже и изощреннее разрабатывая свои собственные специфические возможности; и, наконец, широко используя весь окружающий культурный материал – то есть, материал массовой культуры, другой теперь нет, – сама программно не вписывается в массовую культуру, выступая по отношению к ней, возможно, единственной, невозможной и в то же время необходимой альтернативой.

В результате эта музыка оказывается как бы лишена места в настоящем: она располагается в особого рода будущем, безусловно недоступном сейчас и вообще – невероятном. Писать о нём музыковедческие труды – очевидно, пустое занятие. Дмитрий Бавильский предпочёл дать о нём свидетельство до востребования – свидетельство, опережающее само происшествие и, скажем так, делающее на него ставку. В этом очень необычном позиционировании себя как автора – несомненно, большое литературное достоинство этой его работы, очень точно выраженное в названии, которое как раз и отсылает, по-моему, к невероятному будущему. Я могу ошибаться, но у меня был один опыт, связанный с корреспонденцией до востребования. Дело в том, что отправленные с такой пометкой письма, в отличие от прочих, не возвращаются назад отправителю, если по тем или иным причинам не достигают адресата. Они остаются в том будущем, на которое сделали ставку. А это ли не доказательство большого литературного успеха?


Locations of visitors to this page


http://www.belyprize.ru/?pid=515
Tags: я
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments