paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Открытие органного зала "Родина". Попытка архитектурной критики

История с органным залом тянулась четыре года. Проезжая мимо Алого поля, патриарх Кирилл возмутился, что в православном храме стоит католический инструмент и местные держиморды, как бы чего не вышло, взяли под козырёк. Общественность бунтовала, даже я однажды поучаствовал в митинге за сохранение органа, которому губительны любые перемещения (не говоря уже о том, что каждый инструмент настраивается на определенную кубатуру воздуха, для чего под него "подкладывают" фундаменты конкретной тяжести в столько-то тонн).

Однако, нашли компромисс - и под органный зал перестроили кинотеатр "Родина", давным-давно находившийся в частном владении. То есть, город (или область?) выкупили обветшалую постройку, ценную тем, что это был один из первых в СССР стереокинотеатров, в котором всё время показывали один и тот же фильм ("Замурованные в стекле"). Никто даже не спрашивал - есть ли во всех этих властных телодвижениях "коррупционная составляющая", поскольку очень уж тряслись над выживанием органа, на моей памяти первоначально в Соборе Александра Невского и поставленном.

Немецкие специалисты, ставившие орган 30 лет назад, занимались реконструкцией нового его "варианта" и важно сразу сказать, что орган, по крайней мере, сегодня звучит как новенький. Другое дело какой ценой (опять эта проклятая цена!) это, вроде бы, банальная, на пустом месте возникшая, проблемка решена.

Выхолащиванием содержания и обессмысливанием всего, с чем соприкасается рука власть предержащая: зал кинотеатра "Родина" прямоуголен и лишён окон (их загородили мраморными плитами с большими щелями явно акустического свойства), поэтому звук от машины, приподнятой на сцене выше человеческого роста, очень прямой. Идёт он сразу в зал густым, прямым потоком и явно нуждается в уточнении баланса.

В обычных (читай: нормальных) концертных помещениях органы, как правило, утоплены в глубине сцены, из-за чего звук, прежде чем попасть к слушателю проходить "несколько стадий очистки", тем более, если есть не только партер, но и амфитеатр (в "Родине" есть только партер и два последних ряда чуть выше среднего). В соборах и храмах, более приспособленных к такого рода музыке, существует масса архитектурных излишеств и пространственных изгибов, помогающих распределять звучание равномерно и не в лоб.

Православный храм Св. Александра Невского подходил для этого идеально, поскольку зал растекался в боковые нефы с проходами (в них раньше тоже стояли кресла) внутри боковых апсид, из-за чего звук "гулял" "под сводами, создавая нужный градус косвенности и <стерео> объёма.




Открытие органного зала "Родина"


Нынешняя мизансцена зала, по большому счёту, надумана: инструмент, похожий на выброшенное прибоем чудовище, приподнят над слушательской территорией выше голов, из-за чего мы вынуждены, например, лицезреть не слишком ловкие танцы ног концертирующих солистов. Когда переминаясь с педали на педаль, исполнители вынуждены исполнять что-то похожее на каталонскую сардану.

Это, конечно, не смертельно, как и излишнее вознесение органа над сценой, как если это сакральный объект или икона (схожим образом в венецианской Мираколи устроен алтарь, являющийся обрамлением для чудотворной картины). Собственно, в "Родине" орган и заменяет алтарь, превращаясь из музыкального инструмента в объект победного, победившего культа.

Я ничего не стану говорить о безвкусном оформлении фойе и зала, покрашенного с голубой цвет - с пузатыми мраморными фальшь-колоннами и якобы резным потолком фойе, составленном из плиток - мне, вдоволь наевшемуся лужковской архитектуры, уже, кажется, ничего не странно. Однако, звук, для которого и так сделали больше, чем ожидалось (под потолком проделали специальные выходы к окнам, саму сцену окружили скатами-накатами, как бы требующими разделения звучания по сторонам) всё равно идёт прямо в зал, где висят огромные люстры (о них, видимо, думали в первую очередь), мешающие сосредоточенности и "мыслям о вечном".

Больше всего теперь "Родина" напоминает зал ожидания пригородного вокзала - особенно когда ведущая концерта торжественного открытия ("…хор только что вернулся с Берлина из гастролей…") использовала микрофон. Тогда голос начинает нестись поверх людей, точно из громкоговорителя.

То есть, тряслись над тем, чтобы не потерять орган, но совершенно упустили из вида оформление зала, с которым инструмент обязан резонировать. У нас ведь всё время руки не доходят до эстетики, кажущейся чем-то вторичным и совершенно необязательным. Штука, однако, в том, что форма находится в диалектическом единстве с содержанием (особенно в основании всяких тонких моментов, типа "концерта классической музыки"). Фронтальная мизансцена, освещённая десятками ламп так же важна, как кресла без подлокотников в последних двух рядах кресел - рядом со мной, весьма плотным человеком, плюхнулся и вовсе не худой мужчина, из-за чего Баха и Генделя пришлось слушать задумчивым боком, слегка поддавшись вперёд, как бы навстречу музыке.

Если музыку слушать неудобно и даже неловко (зато рядом с кассами висит объявление о том, что в «Родине» можно провести церемонию бракосочетания), причём, если люстры погасить неловкости не уменьшится и нужно молить Св. Александра Невского, чтобы постоянно звучащая музыка сделала своё дело и окоём оказался намоленным, заполнился незримыми сущностями для того, чтобы зал, всё-таки, начал выполнять свои непосредственные обязанности соединения человека с чем-то возвышенным и надмирным.



Locations of visitors to this page


Tags: Челябинск, концерты
Subscribe

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments