paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Горизонты". Концерт русско-немецкой музыки. МАСМ и Наталья Пшеничникова в Камерном зале филармонии



Концерт, состоящий из пяти пьес, построили как пять автономных диалогов – кларнета и фортепиано (в пьесе Кристофера Штауде), флейты и фортепиано (в пьесе Ольги Раевой), сопрано и бас-флейты (у Беата Фуррера), наконец, одинокой виолончели и фонограммы на которой какие-то магические тибетские старички пытались петь под хруст ночного костра в сопровождении одинокой виолончели, маскирующейся под фольклорную дуду (опус Вальтера Циммермана).

Только в финальной композиции концерта, которую Митя Курляндский написал как оммаж песне Шумана, на сцену вышло больше двух исполнителей – четыре музыканта и Наталия Пшеничникова, участвовавшая в трех композициях. В ней, состоящей, в основном, из пауз, лакун и умолчаний, человеческий голос разговаривает с правой рукой дирижёра, собирающего разрозненные звуки в пучок. У Ивана Бушуева весьма выразительные кисти рук.

То есть, концерт вышел совсем уже камерный и негромкий, разговорчивый, состоящий из портретов полярных состояний, сумеречных, между собакой и волком, и совсем уже ночных, когда свет выключен и ты остаёшься наедине с самим собой и внутренним голосом, токами тела и сердечным ритмом, которого бежишь и сбежать от которого невозможно.

Там же все инструменты, как на просвет, звучат в глубокой тишине (случайные люди на такие концерты не ходят, а если и случаются, то видно их сразу), шуршат фоном, когда Иван Бушуев (флейта) или Олег Танцов (кларнет) окружают звуки собеседников похрипыванием граммофонной пластинки. Так две пьесы Кристофа Штауде состоят из набора лающих выплесков – насыщенных музыкальных мизансцен, резко обрываемых тишиной. Прерывающей движение примерно как у Гия Канчели.



Палаццо Гримани

Звуки вспыхивают фотовспышками и тут же исчезают. Помимо прочего, Раева и Курляндский, в качестве дежурной диахронии, наводят диалог с традицией. Кудреватая, вьющаяся пружиной, резко закрученная, пьеса Ольги «Птица калавинка» (пернатое из китайской мифологии) – «Полёт шмеля» на новом этапе, практически «Жар-птица» для струн во чреве рояля Михаила Дубова и харизмы Ивана Бушуева.

Оммаж Шуману ещё более диалогичен: хотя, кажется, Пшеничникова поёт всю песню целиком, но голос выдаёт звуки лишь время от времени, большую часть зонга беззвучно артикулируя. Из-за того, что инструменты тоже почти всегда работают вхолостую, лишь изредка подавая голос, пьеса начинает напоминать минималистскую пробежку, тающую в облаках следом удалившегося вдаль самолёта.

А ещё, полустёртая, она напоминает почти исчезнувшую фреску – я видел в Венеции несколько таких фигур, написанных Джорджоне и Тицианом на внешних стенах Фондако деи Тедески (одна из них теперь находится в Палаццо Гримани), другие – в Ка Д’Оро (Галерея Франкетти). Изображения эти размыты и едва проступают сквозь потрескавшуюся штукатурку. Любоваться здесь можно уже не авторским замыслом, но «следами времени».

Курляндский поступил с текстом Шумана примерно так же, как дожди и пожары поступили с красками и изображениями великих венецианцев, размыл его до медленно накрываемой всех узнаваемости. Голос Пшеничниковой, прорывающийся сквозь немоту, вводит зал в оцепенение.

Пшеничникова, конечно же, дива радикального авангарда, нимфа, фама, наяда и фурия, а, порой, даже сирена, способная на любые трансформации. Трижды она закидывала невод, трижды выходила на сцену – и каждый раз в другом настроении и ином агрегатном состоянии.
Воск в депрессивном массиве «матисса» у Штауде. Плюющийся согласными гейзер и сгусток противо-речивых эмоций в речитативе, состоящем из отдельных фонем у Фуррера. Просветлённая странница, ведущая нас по снегу белых страниц Шумана, тщательно вытертых ластиком.

Locations of visitors to this page
Tags: концерты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments