paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

«Большое путешествие» Агаты Кристи

Поначалу фотографии были мутными, расплывчатыми. Но в поезде, пересекавшем Южную Африку, у Агаты Кристи украли фотоаппарат. Пришлось покупать новый (видимо, Кристи важно было фиксировать каждый шаг экспедиции), из-за чего снимки Австралии, Новой Зеландии, Гавайев и Канады оказались более чёткими и интересными.

Можно, конечно сказать, что любое путешествие наводит резкость не сразу, но постепенно: сначала мы привыкаем к выбитости из обычного расписания, обустраиваемся внутри него, чтобы только после этого, как следует, начать наблюдать изменения вокруг. Да только правда есть правда – иногда достаточно сменить камеру, для того, чтобы дорога заиграла новыми красками. Точнее, свидетельство о ней, единственное, что останется в конечной точки пути. То, что может пережить и самого странника, особенно если у него внимательные родственники и бережливые наследники.

Агата Кристи умерла в 1976-м, а документы, описывающие её кругосветку 1922-го года, Мэтью Причард, внук писательницы, собрал в 2012-м. К главам из бабушкиной автобиографии, посвящённой самым разным участкам официальной экспедиции, подготавливающей Лондонскую Всемирную выставку 1924-го года, он добавил едва ли не ежедневные письма родным (в основном, матушке и трехлетней дочке), массировано проиллюстрировав трип большим количеством фотографий.

Каждая глава этой книги, изданной на тяжёлой, лощёной, похожей на подарочный альбом, так и строится: сначала текст из «официальной» книги, предназначенной многочисленным читателям, затем – «неофициальная часть», обращённая к конкретным и немногочисленным близким. Тут же – черно-белые снимки, фотокопии документов (афиш, газетных вырезок и даже меню), а, главное, оттиски самих этих писем (иногда даже с неловко надорванными конвертами). Некоторые из них написаны от руки – у «королевы детективов» красивый, но совершенно непонятный почерк – их Кристи писала в поездах или на кораблях; другие отпечатаны на машинке. И тогда, как правило, страницы писем украшают логотипы отелей.

Из-за обилия иллюстраций и репродукций, вольготно чувствующих себя на красиво свёрстанных страницах и даже разворотах, «Большое путешествие» действительно воспринимается почти как альбом, хотя, конечно, главное здесь текст – достаточно дробный, но логично развивающийся от письма к письму, от остановки к остановке.

Письма, сочиняемые по любому поводу и в любой обстановке, складываются в традиционный роман с постоянными персонажами, чьи характеры, ежедневно наблюдаемые и детально описываемые, находятся в постоянном развитии. Смена обстановки позволяет испытывать квартет путешественников (чета Кристи, их колоритный начальник Белчер и его секретарь) самыми разными обстоятельствами – от непогоды до бытовых неурядиц, а так же встреч новых лиц, каждое из которых Кристи описывает бегло, но цепко.

Колониальные нравы и плантаторский антураж (места и люди, запечатлённые в буквах, тут же предъявляются на фотоснимках, дополнительно благоухающих сиюминутной атмосферой) давно ушедшей эпохи, оборачиваются ретро-травелогом, становящимся неожиданно важным именно для современного читателя, делающего всё (даже кругосветку, если таковая выпадет) на бегу. В пене, в мыле.



Гранд тур Агаты Кристи

У Кристи же путешествие идёт неторопливо и со всеми остановками – в виде писем и поисков лучшего ракурса. В таком путешествии, связывающим разрозненные цели, находящиеся далеко друг от друга, всегда существует масса промежутков и «слепых пятен»: дорогу, как любое межсезонье, описывать труднее, нежели статичные стоянки. У Кристи же повествование не провисает, корреспондентам (теперь это мы) скучать не приходится.

Ей же всё интересно, из-за чего буквально все письма наполнены событиями, малыми или большими, но, каждый раз, активно «работающими на результат», которого не могло бы сложиться у человека менее внимательного и опыта литературного творчества не имеющего.

«Большое путешествие» – работа неосознанно писательская, в ней, накапливающей впечатления на десятилетия вперед, уже видны некоторые особенности зрелого стиля Кристи: текстуальная интрига, сплетаемая из подорожных подробностей, буквально из ничего, из воздуха, держит интерес от начала до конца. То, что в детективах, так важных нам не только из-за тщательно сконструированной загадки, но и атмосферы, сопровождающей расследование, здесь, как в аккуратно подготовленном наброске, разжевывается до последних пикселей.

Смотри, как игру в интерес ваяют профессионалы, учись, бери на вооружение. Тем более, что в кругосветку отправлялась дебютантка, с целым ворохом издательских отказов и единственным опубликованным романом ("Загадочным происшествием в Стайлзе", в котором, впрочем, уже фигурировал Экюль Пуаро). «Таинственный противник», второй роман будущей литературной знаменитости, вышел как раз когда Кристи путешествовала. Начинающий автор, она берет у австралийской журналистки Фриды Штернберг рекомендательные письма нью-йоркским редакторам, чтобы попытаться пристроить в Америке свои рассказы. Поскольку денег нет совсем и в Канаде, на излёте путешествия, Кристи приходится голодать.

Слава богу, в письмах практически нет литераторских треволнений, способных изгадить любой биографический документ: в составе миссии путешествует не профессиональная романистика, но любопытствующая англичанка, жена и мать: «Я написала три книги, была счастлива в браке и мечтала поселиться в деревне».

Чета Кристи, собственно, оттого и решилась на длительную отлучку из дома, что иных возможностей «посмотреть мир» в ближайшем будущем им не выпадало: «Работа связала нас по рукам и ногам: я уже поняла, что коммерсант может себе позволить не больше двух недель отпуска в год, а за такой короткий срок далеко не уедешь…»

Десятимесячная миссия, в которую Кристи и ее муж Арчи угодили почти случайно, была официальной, поэтому молодую семейную пару и их спутников принимали по самому высокому рангу. Это связывало путников обязательной сложносочинённой программой, но и обеспечивало постоянным притоком событий.

Так, из множества стихийных черт, и сложилось то, что, в конечном счёте, сложилось: уникальная возможность побывать не только в «творческой лаборатории» великой писательницы, которая пока ещё не подозревает о собственном величии, но и в тщательно задокументированном законченном прошлом. Ничего не знающем о своём постколониальном грядущем.

Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя, нонфикшн, травелоги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments