paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Введение Тициана во храм

Впрочем, венецианских художников Вазари не любил и критиковал ещё сильнее, нежели флорентийцев: очерк об Тициане появился только во втором издании его "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев", многие первородные мастера не упомянуты вовсе, а Тинторетто, величайший венецианец всех времён и народов (даже Бернард Беренсон считал, что Тинторетто превосходит Тициана "глубиной, тонкостью и даже блеском") так и не заслужил у него отдельной главки. Всю информацию о нём Вазари "вклеил" и рассказ о более модном тогда венецианском живописце Баттиста Франко. Слышали о таком?

А если знаете, то откуда, ведь в русской Википедии о нём ничего не написано. В нерусской, кстати, тоже. Интересно было бы изучить жизнь и творчество Франко (одна из его картин во флорентийской галерее Питти впечатляет). Если, конечно, будет время. Ебж.

Между тем, без Тинторетто тут, в Венеции, никак. Много без кого можно, без того же (о, ужас) Тициана, например, а без Якопо Робусти никак. Гений места, можно сказать, окончательно видоизменивший Венецию. Не внешний лик её, но, что ли, начинку, пролившись золотым дождём как на Данаю. Причём, в самых разных местах, от темечка до пупка.
Поэтому, если сочинять книгу о Венеции, то обойти его стороной невозможно. Попугаи, опять же.



Дворец съездов

Интересный, кстати, момент, с Тицианом-то. В Венеции нет места, в котором Тициан конденсировался бы до полной незаменимости, до состояния центра. Даже самые важные его работы здесь - гарнир к конкретному месту, но не само место, невозможное без Тициана. Разве церковь Мадонна делль 'Орто или скуола Сан-Рокко дееспособны без того, что сделал Тинторетто?

Между тем, "Вознесение", главный шедевр Тициана, застрявший в Венеции, изначально "затачивался" под архитектуру Фрари; то есть, был сущностью изначально вторичной. Что, между прочим, и доказывает картина Джузеппе Борсато 1822 года, изображающая "Галерею Академии", на которых видно, что "Ассунта" включена в тесную экспозицию главного венецианского музея и очень даже неплохо, хотя и несколько стеснённо, себя там чувствует.

То есть, картину носили туда-сюда, видимо, вывозили вместе с наполеоновскими войсками, позже возвращали и - ничего, Фрари как стояла, так и стоит.

Я к тому, что по каталогу, даже в Галерее Академии числится всего четыре картины Тициана. Две проходные, две важные (безусловные шедевры - "Введение Марии во Храм", сохранившаяся на той стене, для которой изначально и была задумана, а так же последняя, предсмертная "Пьета", созданная Тицианом для своей могилы, но несколько подпорченная Пальмой-мл., нарисовавшим в ней ангела с факелом), однако, самый лучший Тициан, разбросанный по музеям всего мира - на выезде.

Ирония ли судьбы (известных, великих и модных больше ценят, поэтому чаще подделывают, похищают, покупают, развозят по столицам), или, всё же, леденящая воображение закономерность: раз уж Тициан - ещё одно "наше всё", столп цивилизации и универсальный гений, выразивший красоту мира и принадлежащий миру, то и смотреть его следует в других местах?

Гений Тинторетто не меньше, но специфичней. Да, собственно, к этому я и веду. Впрочем, ещё Муратов заметил, что "из всех великих венецианских художников только Карпаччо и Тинторетто можно хорошо узнать в Венеции… Только Карпаччо и Тинторетто до сих пор дома, в Венеции. И даже самое представление о Венеции нераздельно связано с воспоминанием о зеленоватых, точно видимых сквозь морскую воду, картинах первого и потемневших всё ещё пламенно живописных полотнах второго…"


Locations of visitors to this page


Tags: мв
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments