paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Два ассоциативных венецианских дивертисмента

(…не могу пропустить ещё одну внезапную театрально-венецианскую ассоциацию из тех времён: на малой сцене у нас шли спектакли "чеховского цикла", которые всё та же Татьяна Ильинична Сельвинская придумала давать в одном и том же оформлении, с одним и тем же набором артистов.

Помимо необычайно глубокого "литературоведческого" эффекта (актёр, переходя от роли, внезапно обнаруживал, с подачи режиссёра, типологическую близость персонажей, скажем, из "Дяди Вани" и "Трёх сестёр", "Вишнёвого сада" или "Чайки") этот проект, принципиально придуманный для тесной, глаза в глаза, предельно ограниченной территории малой сцены, наотмашь бил своим оформлением.

"Три пуда любви", а так же все эти человеческие трагедии, сколь ужасные, столь и незаметные, совершающиеся "пока люди пьют чай" подавались как одно подзатянувшееся, полубезумное чаепитие, проходящее на садовой веранде.

Веранда была оформлена Сельвинской "венецианским стеклом", выложенным, как костюм арлекина, в весёленький, изумрудно-розовый ромбик. Окна веранды, окружавшей сценическое пространство (как таковая сцена тут отсутствовала, играли прямо на "земле", тем более, что малая сцена расположена в подвале), таким образом, превращались в витражи, сквозь которые, правда, никогда не светило солнце (так как за ними были уже настоящие, а не фальшивые стены театрального трюма).

Тоньше этих постановок, репетировали и раскладывали которые годами, я, кажется, ничего на русском театре не видел. Возможно, это личное, а, может быть, всё это из-за того, что между Чеховым и зрителем, глаза в глаза, не существовало никакой дистанции. Хотя спектакли быстро сошли (первой сняли особенно ценную "Безотцовщину"), а части декораций, те самые стеклянные панели, составленные из разноцветных ромбов, ещё долго лежали в рабочих коридорах, ведущих к малой сцене.

И, порой, я даже специально придумывал себе дела на малой сцене, чтобы пройти мимо них и мысленно отметить их всё более тусклое присутствие. Кажется, они до сих пор лежат там, где-нибудь, на задворках, совершенно незаметные. Незамечаемые.

Извините, пожалуйста, что я снова отвлекаюсь куда-то в сторону, но я хорошо понимаю, что если сейчас я не напишу об этом (про давно не идущие спектакли и про декорации к ним), то об этом никто уже никогда не напишет. Никто. Никогда.

Хотя текст мой так хитро устроен, что, кажется, здесь нет и не может быть ничего лишнего. Всё к месту и всё про одно и то же, хотя и с разных сторон…)



Карнавала не будет

Живописцы великой венецианской плеяды, приходящие друг другу на смену теплыми волнами внахлест, передают Пальму-младшего пальму урожайного первенства совсем как плоды в летнем саду: клубника-земляника еще не отошла, как спеет малина, по соседству наливается сахаром смородина (черная зреет раньше красной и белой), точно на перегонки с вишней и крыжовником. Который уступает место яблоням и сливам, груше и прочей медовой сытой, сочащейся соком, зрелости.

Средневековый сад (принципиально ограниченная, четко очерченная территория), кстати, и был так устроен: "главная "значимая особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обаянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. п."
(Из главы "Сады средневековья" книги "О садах" Д. Лихачева, 3 том, стр. 47))



Locations of visitors to this page


Tags: мв, прошлое, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments