paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

От Учелло к Тициану

И хотя в Венеции нет ни одной картины или фрески Учелло, мне его свежесть и праздничность кажутся вполне веницейскими. Тем более, что Вазари - известный путаник и вполне мог что-то умолчать или перепутать: в его книге дата смерти и место упокоения Учелло написаны неверно. Так может, того, там, где-нибудь, на птичьих правах, могла и Венеция возникнуть?

Ну, если не Венеция, то хотя бы Венето, Терраферма, та же Верона с Ромео и Джульеттой: в Чердачинском академическом театре драмы, где я работал завлитом, шёл спектакль "Чума на оба ваши дома", поставленный Наумом Орловым по шекспировскому ремейку Григория Горина.

Единственной декорацией к этой красивой постановке была матерчатая выгородка буквой "п", развёрнутой к залу и собранной из тяжелых тканей, расписанных фигурами всадников с одной из бойцовских картин Учелло (луврской), точно светящихся золотым шитьём.

Скомканная в извечные, немигающие складки, картина Учелло теряла в ясности композиции, но приобретала вид таинственного мира, внезапно проступающего позади персонажей. Особенно если выгородку эффектно подсвечивали задымленным светом софитов.

Театральная репродукция (повторяемая крышками скамеек, на которые располосовали горизонтальную батальную сцену Учелло, единственный реквизит этого спектакля, казавшегося, несмотря на сценографический минимализм, придуманный Татьяной Ильиничной Сельвинской, пышным и даже избыточно богатым.

Так вот картина Учелло в целом виде возникала в "Чуме" лишь однажды, уже ближе к финалу, когда скамьи, одна к одной, собрали как огромный пазл или изгородь, дабы отгородиться от горя и наваждений), совсем как в жизни, намекала и тут же ускользала, не давая себя оценить или, как следует увидеть.

Современное восприятие не способно на "чистоту" картинки, которая обязательно будет говорить не о том, что нарисовано или же было запланировано автором.

Помехи и примеси оккупируют изображение, постепенно затягивая полынью первородство льдом субъективностей и всевозможных наслоений - от дискурсивных и жанровых до сиюминутно-физиологических и сезонно-погодных.



Чума на оба ваши дома в Чердачинском театре

Все это знают и понимают, но, тем не менее, тянутся к "тени гвоздя", на который когда-то были повешены тени эйдосов.

Учелло в Венеции - такой же чужой чужестранец, как и тот, кто о нём вспомнил, ведомый непредсказуемым клубком ассоциаций сквозь каменный сад, к примеру, Каннареджо.

Возможно, он нужен для того, чтобы в сюжете возникла тайна, связанная с птицами (хотя бы и с теми же попугаями, которых нет на картинах Учелло дошедших до наших времён, но штука в том, что до наших времён дошло не так уж много картин Учелло, что тянет на интригу в духе Дэна Брауна), точно мне самих венецианских тайн и секретов мало!

Но, собираясь после Венеции во Флорентийский вояж, хочется "соломки подстелить", заранее протянув нити от одного текстуального путешествия к другому. Или же сочинить интригу, в которой искусствоведческие томления активно сплетались бы с любовными.

Достаточно внимательно перечесть Вазари для того, чтобы сюжеты запрыгали как блохи: его комплексы дают пищу для новелл и литературных измышлений, поскольку жизнеописатель не хочет (или не может) скрыть своей предельной предвзятости, что значит, что в действительности многое из того, что он рассказывает, было совсем иным.

Как минимум, с другим знаком или смысловыми акцентами: в XXI веке фигура "ненадёжного рассказчика" такое же обыденное явление, как ангелы и чудеса явленных людям святых во времена, когда Тициан ещё не умер от чумы, а Тинторетто ненавязчиво ему оппонировал.

Одним только фактом своего существования.

Они, кажется, и жили не так уж далеко друг от друга, в пределах одного района. Недавно прочитал, что дом Тициана выставлен на продажу и его может купить любой желающий за вполне доступную (не заоблачную, но умопостигаемую) цену.

"Надпись на мемориальной доске на фасаде здания гласит, что художник провел в этом доме большую часть своей наполненной творчеством жизни - 45 лет. Часть здания, где находилась резиденция художника, занимает пространство в 160 кв.м., в ней располагаются три спальни, две гостиные, просторная кухня и две ванные комнаты. Помимо этого на прилегающем к дому участке находятся садик и мансарда, которая предусмотрена для устройства летней террасы. Стоимость дома прославленного художника составляет 1 950 000 евро…"


Locations of visitors to this page


Tags: мв
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments