paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Концерт Александра Маноцкова и Кураж-Квартета в клубе "ДОМ"

Сегодня третий день я слушаю музыку Маноцкова. Позавчера Саша, вместе с соратниками из квартета «Кураж» выступал в клубе-театре «Мастерская», на вечеринке посвященной дружественному лейблу «FancyMusic», о которой я написал достаточно подробно.

Вчера я был в «Гоголь-Центре на «Мёртвых душах», важная составляющая которых – песенная сюита, состоящая из роскошных упражнений на разные эстрадные жанры и стили – от вертинскообразной баллады до городского романса.

Кажется, все номера написаны на тексты Гоголя. Некоторые из них состоят из прозы, проговариваемой выразительной скороговоркой, что выглядит сколь мило, столь и абсурдно, добавляя стилистической неразберихи в этот сложно устроенный спектакль.

Зонги эти, между прочим, многое проясняют и в нынешней работе Маноцкова – вокальной сюите «ПЕЛИ», записанной на дружественном лейбле «FancyMusic», и представленной сегодня в клубе «ДОМ» на отдельном концерте, куда я сегодня и отправился.

Такое сгущение Маноцкова в моей майской жизни вышло спонтанно, хотя, чего уж греха таить, кажется, я становлюсь его закоренелым фанатом, так как мне нравится почти всё, что Александр делает.
Когда увлекаешься чьим-нибудь творчеством, то сначала оно, пока как следует не изучишь, кажется безграничным. Но уже очень скоро, если ты его системно потребляешь, начинают возникать «границы явления», когда знаешь чего от любимого автора (неважно в каком виде искусства он выступает) ждать.

И можно заранее настраиваться на определённую волну, хотя такое восприятие и значительно понижает качество впечатления.

Так вот в творчестве Маноцкова я пока границ не наблюдаю, оно кажется мне каким-то бездонным, постоянно расширяющимся. Растекающимся во все стороны восприятия.



А. Маноцков и Кураж-квартет в клубе "Дом"

Сегодня в теплой и дружеской обстановке (а в «Доме» почти всегда так) давали песни с диска, который я слышал накануне живьём, а потом многократно изучал дома по записи на сайте дружественного лейбла.

Я не знал, что «материал диска» будет занимать лишь первое отделение концерта (во втором Маноцков и «Кураж-квартет» показывали совсем новые сочинения, которые задают несколько иное направление развития в сочетании голоса в струнном сопровождении), но, тем не менее, пошёл.

В «Мастерской» я слышал «ПЕЛИ» впервые и был ослеплен качеством и красотой песен на стихи ОБЕРИУ, потом закреплял и полировал ощущения дома с записями и теперь мне было важно сравнить закрепившиеся в моей голове интонации с живым дыханием певца и музыкантов.

К тому же, к представлению в «ДОМе» Маноцков привлек ещё двух исполнителей (Сергея Старостина и Анна Хвостенко), спевших пару песен, знакомых мне в его собственной трактовке.

Мне хотелось сравнить как «чистое исполнение» вне концертного ритуала соотносится с публичным, когда в восприятие вмешиваются сторонние люди и вся окружающая нас обстановка.

А оно отличается и весьма сильно: ведь между выступлениями в «Мастерской» и в «Доме» прошло два дня! Диск оказался вызубрен наизусть и требовал новых нюансов, иных решений, сочетаний странныз.

Современный потребитель так и движется, в поиске дополнительных положительных эмоций, постоянно расширяя круги внимания, требуя очередных откровений или, хотя бы, как минимум, приобретений.

Полутемный (и как бы приземистый) зал ДОМа сегодня был забит под завязку, некоторые пришли с младенцами, которые своим милым агуканьем как бы комментировали выступление на сцене. Иногда дети, к особой (и искренней) радости собравшихся, пытались подпевать.

Удивительно, но они совершенно не мешали, напротив, вплетали свои радостные вопли в музыкальные волны как если так оно и надо. Светлая и лучистая музыка Маноцкова, а так же стихи Введенского и Хармса тому только способствовали.

С ОБЕРИУ происходит интересная штука: их философический абсурдизм как бы не имеет складок и следов работы. Тексты эти как бы написаны одним махом, единым жестом без какой бы то ни было правки так, как вылилось. Или же пролилось.

Дискурс позволяет не гнаться за эффектными рифмами и точностью сочетаний: все скрепляется само собой с помощью строительного клея, функцию которого выполняет суггестия.

Именно она, искрящая от непредсказуемости сюжетных поворотов в развёртывании особливой логики, создаёт глубину и объём случайным, на первый взгляд, словам и выражениям.

Это очень точно корреспондирует с музыкальными особенностями камерной музыки Маноцкова, создающей ощущение кружевной лёгкости. Естественности. Органичности.

Эти мелодии несут в себе память о всех веках истории вокального (и не только сочинительства), от добарочного минимализма вирджинала и клавесина до округлой шубертовской сентиментальности, малеровского трагизма, вплоть до экспериментов Шостаковича со стихами Цветаевой, Микеланджело и народными еврейскими песнями, включая, так же, стилизации Таривердиева.

К последнему Маноцков, кстати, крайне близок (не знаю, конечно, придётся ли ему, дважды лауреату Тариевердиевской премии, мо сравнение). В совершенно другую историческую эпоху, Микаэл Леонович схожим образом играл со стилями, преодолевая стилизации, разворачиваясь в сторону какого-то алхимически точного, безупречно выверенного соединения, стоящего в оппозиции ко всему остальному привычному звучанию эстрадной (в данном случае) музыки.

Таривердиев не стилизовал, но как бы заново воссоздавал «необарокко» и «квазиренессанс» примерно так же, как в «Ромео и Джульетта» и «Обручение в монастыре» С.С. Прокофьев с нуля синтезировал старинную европейскую музыку в совершенно новом дискурсивном ключе.

Маноцков постоянно отсылает а своих сочинениях к каким-то как бы узнаваемым явлениям из истории мировой музыки и к тому, что в изучении поэзии уже давно называется «семантическим ореолом» (ну, это когда определенные стихотворные размеры закрепляются за определёнными темами и философскими мотивами).

Музыкальное искусство, подобно поэзии, тоже обладает весьма ощутимой «памятью жанра» (наборами признаков, позволяющих относить опусы к тем или иным направлениям или эпохам), накопленной за века интенсивного взаимодействия самых разных композиторских школ.

Маноцков играет этими звуковыми ожиданиями, синтезируя их них совершенно новый, оригинально смещенный в сторону дополнительных смыслов. Это не стилизация и не коллаж, не постмодернистское жонглирование пустыми означающими, но именно что учитывание предыдущего опыта. Когда ты изначально ходишь не по земле, но по обширному (многослойному) культурному слою, который воспринимаешь как чистую, никогда и ничем не заполненную, землю.

Он всё помнит, как матрица, отправленная с посланием о нашей цивилизации к далёким звёздам: его коды включают сжатую информацию о всей музыкальной эволюции и всём хорошем, что случилось с человечеством.

Во втором отделении, которое начали с репа, музыканты показывали песни вокруг да около «Пели», сочинения на переводные тексты, эффектно закончив выступление опусом на стихи Сковороды, в котором простая мелодия и много повторений, из-за чего пели всем залом (Маноцков очень уж на этом настаивал).

До этого всё было совершенно прекрасно и задушевно, два часа чистого музыкального счастья, а вот с этим пением хором всё стало ещё прекраснее и задушевнее.

Потому что в красивом и естественном жесте Маноцкова не было никакой политики, только замечательная музыка и простые слова, но мы же, все эти недели, только и делаем, что думаем про Украину. А тут – чистое и высокое искусство, говорящее не только само за себя, но и про законы мироздания, которое оно гармонизирует.

Поэтому такие жесты, одним мизинцем, перечёркивают все многомесячную надсаду официальной пропаганды, четко и конкретно показывая где и на чьей стороне правда. К счастью, гуманизм не отменяем.
Последние мои культурные впечатления – почти все про вменяемость и возможность зон этического и эстетического комфорта.

Мы как-то быстро смирились с тем, что любые нормальные телодвижения связаны с усилиями и обязательно чреваты фигой в кармане, поскольку политика, вмешивающаяся в живое вещество жизни своими глупыми и нарочитыми запретами, исподволь загоняет нас в тотальный дискомфорт.

И вот тебе, Дмитрий Владимирович, важный урок. Свои знания и умения, ты можешь приложить к выбору адекватной культурной программы, которая раскрывает родственные тебе «очаги культуры». Где можно быть просто собой и не сильно напрягаться о том, что вокруг чуждая среда.

Москва тем и хороша, что здесь есть критическое количество критически настроенных людей, обладающих схожими проблемами и схожими навыками. Стоило выключить телевизор, закопаться в книги, выйти в правильные места и чесотка прошла вместе с аллергией на общественные (массовые) мероприятия.

Оказывается, есть места, где нет «идеологического» напряга и социально-политического расслоения. И для того, чтобы это ощутить, необязательна «фига в кармане». Достаточно сильных, независимых от надсады, жестов, в которых проступают первородство и правота.

Все пели украинскую песню, так как, во-первых, музыка хорошая, во-вторых, обстановка душевная. В-третьих, раз уж все мы патриоты гуманизма и несгибаемые обстоятельствами, интеллектуалы, то отчего бы и об общественном благе не подумать?

Но – да, только в третью, в третью очередь.

Абстрактный гуманизм, обыгрывающий сюрреальную реальность Введенского и Хармса с применением нежной, кружевной музыки, совершенно не настаивающей на своей силе и сделанной как бы на выдох, оборачивается вполне конкретным волевым жестом.

«- Господи, как мир волшебен, - поёт Саша, - Как всё в мире хорошо… Боже мой, всё в мире пышно, благолепно и умно…»

Дело даже не в том, что ему веришь, безоговорочно и сразу, а в том, что сознание, расширяясь за счёт альтернативы, действительно расширяется.

Может быть, действительно мiр сложен умно и гармонично, просто это мы несовершенны и не в состоянии ценить его подлинность так, как оно того стоит?

Заканчивая концерт, Саша Маноцков сказал, что всем нам было так хорошо, что вот теперь, когда мы выйдем в теплый московский вечер, важно не расплескать это чувство как можно дольше. Сохранить его на подальше.

Этим я теперь, весь вечер, собственно говоря, и занимался. Занимаюсь.

Locations of visitors to this page
Tags: концерты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments