Чем хуже (ужаснее, тяжелее) будет жизнь, тем чаще и охотнее мы станем сбегать в Италию. «Эскалация напряжённости» возгоняет значимость отвлекаловок и утешителей – в диапазоне от искусства до религии, от пьянства до «театра одного актёра»: превозмогать собственное время можно только с помощью проверенного подспорья, вот отчего мне кажется, что значение «русской» Венеции в ближайшее время возрастёт тысячекратно. В тоске по идеалу, чаще всего, мы желаем несбыточного, тогда как Венеция – почти осязаема. «Руку протяни». Точнее, соберись, подпоясавшись, проделай некоторое усилие, настигни. Разочаруйся.
Возможно, дело тут ещё и в том, что, помимо тоски по жизни нас преследует не менее мощная тоска по зрелой и насыщенной культуре. «Старые деньги» – это ведь не только про экономику, но и про устойчивость самоощущения, в которое вкладывались поколения предков.

У русской культуры почти всегда проблемы с контекстом: она состоит из разрозненных жестов, зачастую единичных в своем околотке, густого бульона не образуется – слишком уж велика территория, слишком уж много людей, плевать хотевших на «спорт высоких достижений». Сейчас, в оправдание элитарного бытования актуального искусства, приводятся примеры тиражей книг и журналов то «пушкинской поры», то ситуации рубежа XIX-XX веков. Де, «так было всегда». Точно не бывает зрелой и ответственной, без поддавков, культуры для всех.
У нас не зря часто путают «культуру» и «искусство». Искусство это «не жизнь», тогда как культура – «обмен информацией». «Культура» - материя сермяжная, повседневная, ежесекундная, в отличие от «искусства», занимающегося разведкой нового, проектирующего будущее, пересоздающего прошлое. Культура – это почти всегда «настоящее»,из-за чего её и следует судить не по вершинам, но по общей температуре по больнице.
Русская культура, таким образом, это не мир Пушкина и Чайковского (когда вы последний раз читали Достоевского или слушали Мусоргского?), но мир Ваенги и Донцовых, обслуживающих бытовые потребности среднестатистического россиянина. Здесь Родос, здесь и прыгай. Например, в Италию.