paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Квартира-музей" в Музее частных коллекций. ГМИИ

Нынешняя выставка – это открытие новых помещений "Музея частных коллекций", целого «нового дома», двухэтажного «пристроя», реконструкция которого проходила с начала 90-х годов. Теперь с «основным» зданием Музея частных коллекций, через переход, соединено здание, вытянувшееся вдоль улицы Волхонки – то самое здание, которое тянется в сторону Кремля и на моей памяти всё время стояло нежилым и огороженным.

Теперь его реконструировали и открыли пятью частными собраниями. Уж не знаю, в постоянной экспозиции будут эти коллекции или нет, возможно, и временно, но принцип у них тот же, что и у «старой» части МЧК: в зависимости от величины коллекции, тем или иным собирателям (или их наследникам) отдано какое-то количество комнат, обустроенных с помощью артефактов в виде как бы квартир.

На вернисаже много говорили об «коммуналках», де, пять собраний образуют нечто вроде «отдельного барака», хотя артефакты расположены весьма просторно – никакой «бытовухи», хотя бы и высокого стиля, как то было в случае с реконструкцией рабочего кабинета Дмитрия Краснопевцева, нет: это небольшие, но вполне нормальные, полноценные выставки чужих закромов.

За исключением, может быть, «отсека», оформленного вещами и приобретениями Леонида Тишкова – современного и актуального художника (на открытии, почему-то, представленного «московским концептуалистом»): автор даблоидов оформил одну из комнат со своей и чужой графикой Рабочим уголком – со столом, на котором расположены всякие милые антикварные штучки и говорит лампа.

Так что, скорее всего, экспозиция эта временная и очень скоро стол и любимые игрушки понадобятся Тишкову обратно. О временности выставки говорило и присутствие Константина Эрнста, известного собирателя чертежей и графики Якова Чернихова.

Бирки не выказывали принадлежности черниховских артефактов к той или иной коллекции (квартира же!), но в мире искусства увлечение Эрнста ни для кого не секрет, поэтому, гордый и великолепный, он стоял в первом зале новой экспозиции неслучайно.



Вышло смешно: для того, чтобы пройти в новое-старое здание усадьбы, последними владельцами которых были Ренкевичи и которое, собственно говоря, вместе с другими домами княгини Волконской дало улице название «Волхонка», нужно было пройти залы «старого» музея ЧК, в котором сейчас идёт роскошнейший показ графики в жанре «книга художника» мастеров, связанных с сюрреализмом.

Так что, помимо Дали и Лама, Матты и Массона, де Кирико и Миро, «раскадрованы» книги и Макса Эрнста, поэтому, если бы я был папарацци, я бы обязательно подловил Эрнста проходящим мимо коллажей Эрнста.

Тем более, что неожиданно многочисленный и повышенно знаковый вернисажный люд, забилпроходы и комнаты «Квартиры-музея» до отказа, а здесь, в помещениях, с распятыми разворотами, почти никого не было (кроме, разве что министра по печати Сеславинского, рассматривающего увражи Дали), поэтому обстановка здесь казалось действительно сюрреалистической.

Что же касаемо самой выставки «Квартира-музей», то, как это обычно водится, в приватных коллекциях намешено всё – и хорошее, и проходное.

Только первое отделение выставки, посвящённое Чернихову, «монотематично», прочие коллекционеры собирали, в основном, авангардистов и попутчиков, мягких соцреалистов, в 20-ые и 30-ые годы ещё допускающих различные уклонения и «сезанизмы».

В «отделе» Романа Бабичева, рядом с художниками первого ряда, типа Гончаровой или Тышлера, вполне закономерно висят мало известные (но от этого не менее пластически убедительные) мастера, типа Русакова или Рублёва, окружённые гипсовыми моделями скульптур, иконами, витринами с декоративно-прикладным искусством.

В «квартире» Игоря Сановича работы Ларионова и Пиросмани соседствуют с «Носорогом» Дюрера и итальянской Богоматерью XVIII века. Семья Штеренберг, помимо своих работ, показывает пейзажи Алфеевского и роскошную деревянное резьбу, а так же подлинники фотографий Маяковского и Лили Брик.

В схожем экспозиционном режиме Музей частных коллекций существует уже двадцать лет (в этом году юбилей) и такой частнособственнический микс, позаимствованный у нью-йоркского музея
Метрополитен, вполне оправдан: он, ведь, не только про искусство, но и про частную жизнь и личные интересы «обычных» людей, наделённых вкусом и деньгами.

Это редкостное сочетание, помимо наслаждения отдельными прекрасными шедеврами (пока вернисаж долго не начинался, я решил пройтись по постойной экспозиции и обновить впечатление), позволяет задуматься о разнице культур.

Музейные собрания зависят от исторических эпох больше, чем мы думаем. Собирание коллекций почти всегда завязано на конкретные социально-экономические условия, позволяющие формировать фонды, прежде всего, из того, что в данный момент более доступно.

В Италии хороши музей классического искусства, так как художественная жизнь здесь была всегда и никогда не прерывалась, а вот в Америке музеев современного искусства гораздо больше, чем традиционного, так как финансовые возможности американских бизнесменов сформировались тогда, когда старые мастера были уже безнадёжно дороги, но еще, более-менее, были доступны импрессионисты, не говоря уже об экспрессионистах. И т.д.

Я к этой простой и почти очевидной мысли пришёл в Музее Израиля, где почти нет картин классиков, зато превосходные коллекции импрессионистов (разумеется, не говоря о современном искусстве), в которые евреи, постоянно мигрирующие туда-сюда меж двух мировых войн, активно вкладывали деньги.

Это я к тому, что Музею Метрополитен, выросшему на особенностях частного коллекционирования, с его неисчислимыми путанными богатствами, удалось встать в ряд самых важных музеев мира, наряду с Лувром и Эрмитажем, Уффици и Прадо.

Не буду говорить каких титанических усилий это стоило (всё равно понять «объём работ», превративших Метрополитен в полноценного первача выше моего понимания), просто очень интересно держать его в уме, когда ходишь по скромному но весьма, разумеется, достойному лабиринту Музея частных коллекций.

Как говорится, «есть о чём подумать».


Locations of visitors to this page
Tags: ГМИИ, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments