paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Фигурное катание

Странно, что никто до сих пор не описал почему именно фигурное катание стало в России последнего времени едва ли не главным видом спорта. Не разложил с "социокультурной" или же "психоаналитической" точки зрения.

Конечно, можно сказать, что такое пристальное внимание брадобреев к фигурности на льду объясняется потенциальностью медальной поживы, весьма сомнительной в других видах олимпийской программы, но что было раньше, курица или яйцо? Возможно, в катании у нас больше успехов оттого, что есть и традиции, идущие со старозаветных советских времён, и раскрученность темы в медиа, постоянно спекулирующих на коньках в многочисленных ледовых шоу.

Если немного подумать, вот просто подумать, всё становится простым и ясным. Тут ведь важны все коннотации, связанные с зимой, льдом, замороженностью и подмороженностью. А ещё принципы соревновательности, доказывающей всему миру своё первородство в чём-то предельно неутилитарном и вычурном.

Причём, для фигурного катания весьма важна естественность поведения на льду в весьма неудобном и опасном для себя положении положении - здесь больше всего ценится, что люди, нацепив на себя металлические пластины и надев как бы открытые платья, схожие с летними или бальными, изображают как легко и просто прыгать четверные, со всего размаху падать о жёсткую поверхность, тут же подниматься, чтобы снова пускаться в отчаянный (чем отчаяннее - тем выше оценки) пляс.

Ничего не напоминает?



Стадион АМЗ
«Стадион АМЗ» на Яндекс.Фотках

Я очень хорошо помню чем было катание для викторианской морали советского заката, когда спортивные комментаторы рассказывали нам, сидящим у черно-белых экранов, цвета в которые спортсмены расцвечивали свои костюмы. Конечно, это была сублимация "красивой жизни", невиданной в империи раскованности и свободы, видимость "окна в Европу" и прелесть эстетического суррогата: "любовь" к фигурному катанию проистекает примерно из того же месторождения, что и интерес к непонятному, двусмысленному и гендерно неоднозначному балету.

Тут всё сходится - консерватизм (зажатость, "обиженность", закрытость) и эстетическая отсталость подавляющей части населения, воспитанной на попсе, но, тем не менее, тянущейся к заоблачной прохладе чистого искусства. Но искусство как было непонятным и недоступным, так там и осталось, тогда как фигурное катание, тем более, мнимо разжеванное на Первом канале в "Ледниковом периоде" и прочих соревнованиях, лишённых соревновательности, вроде как всё на виду и всё в нём понятно. Вот же "Родос" арены, залитой пустотой, здесь и прыгай.

Примерно так же, как "Рубенс" и прочие возрожденцы, маньеристы да барочники под прикрытием религиозных сюжетов поставляли в аристократические спальни эротическую обнажёнку, так и фигурное катание сейчас, вступая в очевидное противоречие с логикой "скреп" транслирует демонстративную гендерную неоднозначность, чередуя выступления традиционных пар (с которых, правда, маскулинные, зачастую, девушки мало чем отличаются от своих накаченных же партнеров) с соревнованиями одиночек.

Одиночка в нашей стране всегда под подозрением. От одиночки, не проверенного "институтом семьи" (кольцо на руке, усталый, потухший от забот, взгляд) можно ждать чего угодно. Но только если одиночка не танцуют в телевизоре, защищая честь страны, под красивую музыку в красивом, привлекательном наряде. Выкидывая коленца и демонстрируя себя.

В фигурном катании можно много из того, что нельзя в повседневной жизни - например, публично задирать ноги в короткой юбке, из-под которой видны трусики. Или обниматься половозрелому мужчине с мягкой игрушкой: это же, типа, спорт и мужественность человека, вступающего в состязание с другими атлетами, находится вне подозрений.

Каждый раз, уж, извините, я невольно обращаю внимание на женские костюмы фигуристок: их неглубокие вырезы, откорректированные вставками телесного цвета, как бы углубляющих декольте. Обратите внимание на костюм нашей олимпийской чемпионки в парном катании, как бы разрезанном такими вставками по бокам. Я уж не говорю о чулках и гамашах, зачем-то (зачем?!) маскирующимся под обнажённую привлекательность. Так, кровью и потом, создаётся видимость, фасованная, подобно пастиле.

И о казусе Плющенко. Ну, не смог удержаться. Подмена - один из ведущих принципов и приёмов современной, постмодернистской жизни. Смешение понятий и маскировка одного другим (на чём, собственно, и стоит фигурное катание, развивающееся по какой-то своей траектории, ушедшее по ней в какой-то далёкий открытый закрытый космос) - норма сегодняшней жизни, позволяющая прикрывать собственную (в том числе карьерную) выгоду благородными и богоугодными материями. Патриотизмом. Православием. Народностью.

Теперь вот спортом. Святыми принципами олимпийского бескорыстия, позволяющего выйти на лёд не только выдающемуся спортсмену, но и не менее выдающемуся бизнесмену, имеющему право продавать своё здоровье по любой цене, которую дают.

Никто не спорит, что Плющенко - хороший фигурист и многократный чемпион (хотя мне всегда больше нравился Алексей Ягудин и никогда не нравилась звезда отрицательного обаяния Яна Батурина-Рутковская). Однако, его спортивные достижения - это одно, а человеческие качества - совершенно другое. Вспомним хотя бы Ирину Роднину. Гений и злодейство - две вещи несовместные или, особенно если это касаемо спорта, вполне пересекающиеся? Может ли прекрасно катающийся фигурист быть, ну, скажем для примера, "чикатилой"?

И можно ли упрекать видного представителя путинской России в том, что он поступает примерно так же, как и все вокруг, урывающие и отрывающие от спорта карьерные и финансовые куски? Все хотят использовать, ну, и используют в хвост и в гриву это взаимовыгодное явление, так почему бы ветерану спорта, который действительно много чего добился и много чего принёс в "копилку отечественного спорта" не взять свой, вполне заслуженный, процент?

С точки зрения моральных правил современной России выдающийся Евгений не делает ничего предосудительного: в нынешних антропологических мутациях, стыд - пережиток "шестого чувства крошечный придаток Иль ящерицы теменной глазок".

Отпадёт в процессе социальной эволюции, отсохнет, как будто его никогда здесь и не было.



Locations of visitors to this page


Tags: телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments