paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Искусство романа" Милана Кундеры

Формально «Искусство романа» - книга литературоведческая, посвящённая узко профессиональным вопросам существования жанра романа в современном мире, однако, читается она за полтора часа как увлекательное и вполне художественное эссе замечательного (в первую и во вторую очередь) прозаика.

Романы которого, впрочем, тоже ведь прослоены культурологическими (литературными, музыковедческими) отступлениями, то ли комментирующими фабульные приключения, то ли выводящими кундеровские сюжеты в условное, вневременное и внеисторическое пространство.

«Искусство романа» вскрывает приём: то, что в нарративно складных <традиционных> текстах Кундеры было как бы на «вторых ролях» и, скорее всего, пропускалось (обычная судьба для построений в духе третьего тома «Войны и мира») читателем, традиционно следящим за тем, что же там, собственно, происходит с героями.

Но читать здесь про «судьбы жанра» легко и интересно (хотя, конечно, я – лицо заинтересованное, пристрастное), возможно, ещё и оттого, что самый важный (большой, жирный) режим писательской деятельности Милан Кундера уподобляет живому человеку, обращаясь с ним как с вполне антропоморфным персонажем, имеющим собственную карму.



"Искусство романа" М. кундеры
«"Искусство романа" М. кундеры» на Яндекс.Фотках

Описывая историю жанра, Кундера предельно субъективен: идеальный инструмент самопознания, европейский роман, с его точки зрения, начинается Сервантесом.

И им же, между прочим, заканчивается: «Дон Кихот» открывает череду кризисных текстов, углубляющих пропасть между «идеальным» текстом и духом времени, который выражают, должны выражать, лучшие тексты в истории цивилизации.

«Именно в таком смысле я понимаю и разделяю упорство, с каким Герман Брох повторял: единственное право романа на существование – раскрыть то, что может раскрыть один только роман. Роман, который не раскрывает ни одного доселе не изведанного элемента бытия, аморален. Познание – единственная мораль романа…»

Переводя на свой собственный язык, скажу, что художественная информация – это тоже информация, несущая важное (в том числе и идеологическое, прагматическое и какое угодно) содержание.

Роман оказывается полноценным (в противовес холостому ходу сюжетной, без заусенец, сучка и задоринки, беллетристики) только если он содержит (формулирует или вырабатывает) нечто новое.

То, чего в про-явленном состоянии, ещё не было.

И то, что в теории информации называется «ремой», которая, впрочем, не обязана быть выделена как нечто осязаемое и ощутимое – новое в романе может быть рассеяно мелкой дисперсной пылью по всем его страницам; гораздо важнее ощущение новизны и нового понимания (мира, себя, чего-то), содержащееся в слюне послевкусия.

В этом же эссе открытия, Кундера формулирует четыре «зова», делающих романные структуры действенными.

Это «зов игры» как в «Тристаме Шенди» Лоренса Стерна и в «Жаке-фаталисте Дени Дидро; «зов мечты», представленный книгами Франца Кафки («слияние мечты и реальности») – то, чего так и не смогли достичь сюрреалисты.

Это так же «зов мысли», представленный текстами Роберта Музиля и Германа Броха, а так же «зов», а, точнее, «вызов времени», раздвигающий границы персональной памяти до размеров коллективного понимания времени – здесь Кундера вспоминает фамилии Луи Арагона, Германа Броха и Карлоса Фуэнтоса.

В «Искусстве романа» семь частей (Кундера объясняет это тем, что практически все его романы семичастны); книга объединяет эссе и выступления по разным поводам, впервые собранных под одной обложкой 27 лет назад.

Есть здесь и выступление при получении Иерусалимской премии и два интервью Кристиану Сальмону и четыре самодостаточных эссе, развивающих и варьирующих важные для писателя темы.

Два эссе посвящены пристальному прочтению романов Кафки и Броха, в других Кундера рассказывает о своих собственных книгах и архитектурных (а так же музыкальных) принципах, использованных при их построении.

Здравомыслие и точность Кундеры основаны на многократно сформулированных им правилах: против личного опыта, разумеется, не попрёшь, поэтому «Искусство романа» кажется весьма убедительным творческим и человеческим документом из разряда книг, которые всем нравятся.

Другое дело, что всё это – чужой опыт, на котором, как на чужом счастье, сложно (практически невозможно) построить собственного литературного счастья.

Каждый мыслящий (и тут уже совершенно неважно, пишущий или «просто» читающий, живущий с книгой) человек должен выстраивать собственные системы оценки произведений искусства (в том числе и романов), формулировать и развивать сугубо индивидуальные предпочтения.

Значит ли это, что Милан Кундера проделал со своим «Искусством романа» зряшную работу?

Вряд ли. Ведь, во-первых, сформулировав собственный подход, он показывает нам возможность сочинения персонального метода.

А, во-вторых, разве являются бесполезными все его художественные произведения, от «Шутки» до «Неведенья», предоставившие Милану Кундере возможность для отвлечённых, сугубо теоретических построений.


Locations of visitors to this page


Posted via LiveJournal app for iPhone.
Tags: дневник читателя, нонфикшн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments