paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Ка'Пезаро. Музей современного искусства. Восточные коллекции

Ка Пезаро хронологически (в музейном, разумеется, смысле) предшествует Коллекции Пегги Гуггентхайм: у неё, купившей недостроенный дворец XVIII века, модернизм уже идёт в гору, тогда как в Ка Пезаро он, водянистый и, большей частью, прозрачненький, ещё только-только начинает загустевать. Формироваться.

Теперь, на дорсадуровской стороне Гранд Канала выходит, считай, уже вышла, сформировалась целая улица институций, посвящённых художникам ХХ века.

Настоящий посольский городок.

Начинается всё с Ка Пезаро (в соседнем палаццо разместился Фонд Прада, пока закрытый), куда свозили лауреатов венецианской Биеннале (есть даже большой холст А. Дейнеки) рубежа веков – то, что некогда было остро модным и дико актуальным, а теперь выглядит скучным (хорошо, что не смешным), вынужденным промежутком между концом реализма и началом чего-то нового, что тогда бешено носилось в воздухе.

Здесь, конечно, есть отдельные модернистские экспонаты (по одной картине Кандинского, Боннара, Шагала, Пикассо, Клее, Миро, мобиль Калдера, по скульптуре Мура и Арпа), но главное, всё-таки, из времени, когда формировалась «основная коллекция» - то есть из полнейшего художественного безвременья.

Обрамлённого, впрочем, то роденовскими «Гражданами Кале», то климтовской «Саломеей», или походным набором лучших итальянских живописцев (два Моранди, выводок Балла и Боччони, неплохой де Кирико), из чего, кураторской волей, даже слеплено что-то вроде прерывистого, но развивающегося повествования.



Но общий строй, говорю же, упаднический: так, вероятно, и проходит слава земная – немногие, даже и из попавших в будущее, «вернулись с поля» праздного любопытства.

Хотя просто так, мимо шёл и заглянуть решил, сюда не попасть: Ка Пезаро, выходящий фасадом на «главную улицу города», пускает посетителей с тыла.
С бокового хода, который тоже ещё отыскать нужно.

В центре Венеции музеев и выставочных площадок без Ка Пезаро полно и идти сюда следует за дополнительной красочкой, которых не хватает в других местах.

Вот в путеводителе Дорлинг Киндерсли, которым я пользуюсь, есть такая рубрика отвечающая на вопрос где можно посмотреть на древнюю Венецию. Или на средневековую. Или на ар-нувошную (на Лидо, конечно же).

Венеция Ка Пезаро – декадентская, на лицо блестящая, полая внутри.

Роскошные барочные залы с лёгкостью принимают как отрыжку переходного академизма, так и американские выверты 60-х: на четвёртом, ещё более пустынном, на просвет, этаже, показывается «Коллекция Соннабенд» с классиками поп-арта, минимализма и кинетизма.
Очень хорошие Раушенберг, Джаспер Джонс, хрестоматийный Уорхол короче, каждой твари по паре, вплоть до Мерца и Кунца.

С примкнувшим к ним, ну, скажем, Тапиесом.

То есть, видно, что денег в коллекцию вбухано немеренно, но то ли аура у этих залов такова, то ли классическое американское искусство, в свою очередь, тоже превратилось в «свет от далёкой звезды», но – совершенно не трогает.

Хотя и выглядит дико эстетски среди лепнины и роскошных люстр, боковых живописных плафонов над высокими дверями с резьбой.

Это же очень специфическое, как я понял, явление – большие (или не очень) венецианские выставки, обращённые ни к кому.

Крайне престижно выставиться в одном из таких немеркнущих, на веки вечные законсервированных дворцов, получив, таким образом, важную метку в резюме на Википедии, но, если задуматься, жизнь таких экспозиций (особенно после торжественного открытия) завязана на бесконечный туристический пассажиропоток.

Совсем как театры в Москве (особенно расположенные в центре): обязательно какой-нибудь заезжий командировочный придёт и сделает кассу.

Странная, на мой вгляд, ситуация, как бы не имеющая "зрительского центра": выставки обязаны сменять друг дружку (и сменяют), но, кажется, почти всё это работает вхолостую.

Зато город оклеивается всё новыми и новыми стильными афишами (намокнув, они тяжелеют, разбухают, отрываются, висят хлопьями, тянутся вниз), да в искусствоведческих журналах не переводятся конуептуальные обзоры выставочных новинок.

А есть, ведь, на деревянных палатях Ка Пезаро, с крутой лестницей, сопровождаемой с двух сторон рядами пик безграничная практически коллекция восточного искусства.

Два в одном: на последнем этаже Пезаро кучкуется ещё один, на этот раз «настоящий», классический музей всевозможных японских и китайских штучек, расфасованных по аккуратным витринам, поставленным встык, да по шкафам, водящим хороводы.

На самом деле, идти нужно сюда, если есть у тебя такой специальный интерес, потому что в залы вееров, нецке, секир и самурайских мечей, резьбы на слоновой кости и кукол для теневого театра, а так же перламутровых ширм, фарфоровых сервизов, лаковых миниатюр, бесконечных кимоно и свитков с тончайшими каллиграфическими рисунками, пейзажами и бытовыми сценками можно закопаться не на один день.

Короче, обычный для "музея восточного искусства" репертуар, только очень дотошно подобранный.
С исключительным вкусом.

Понятно, что никому это не нужно и существует как бонус.

Раз уж есть в наличии отличная коллекция отчаянного энтузиаста (фамилию уже не помню, кажется, Бурбон, а в музее не записал), потратившего на собирание всего этого великолепия всю свою жизнь.


Locations of visitors to this page


Так что из мира декаданса и модерна можно, потом, если тебе так важно искусство последних ста пятидесяти, пойти на восток, мимо Риальто, а, затем, и моста Академии до Пегги с отборным зрелым модернизмом, после которой продвинуться уже на самый конец Дорсодуро – к пиновской «Догана ди маре», начинкой своей уже практически не отличающейся от биеннальных экспозиций в Жиардини и в Арсенале.

Только следует торопиться - пока все это контемпорарное изобилие не устарело так, как те самые модники из Ка Пезаро.
Tags: Венеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments