paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

San Lorenzo / Сан-Лоренцо

Сан-Лоренцо стоит на пустой площади недалеко от моего нынешнего дома – если идти по узким улочкам мимо Площади Формозы, мимо ресторанчика, в котором любил заседать Бродский, а потом свернуть направо.

Набережная, где молчит Сан-Лоренцо, если идти на юг, минует православную церковь и византийское подворье с наклонившейся капанилой и музеем икон.
Найти легко, но нужно ли?

Обычно Сан-Лоренцо закрыта; воды местных каналов подтачивают её фундаменты, уже много лет она закрыта на капремонт.

И, если бы не Биеннале, расположившая в СЛ павильон Мексики (с выставкой кактусов на фасадной лестнице), я бы никогда не попал внутрь.

Мексиканская выставка, впрочем, совершенно невнятная, состоящая из двух каких-то неработающих приборов непонятного назначения, базируется на деревянном помосте возле входных ворот, а дальше – снятые полы, срезанные украшения, голые, израненные стены, по которым бегают солнечные зайки.

Красоту с неё начал обдирать ещё Наполеон, однако могила Марко Поло, предположительно похороненного именно в СЛ исчезла ещё раньше – в 1592-м году, когда Храм активно перестраивали (даже на моей некачественной фоточке видны фундаменты недавно обнаруженных древних церквей, которые были на этом месте).



Сан-Лоренцо
«Сан-Лоренцо» на Яндекс.Фотках

Один знающий человек мне рассказывал, что Наполеон оформлял свои венецианские трофеи как дары – «под дулом пистолета», метафизическим или вполне реальным, он требовал от настоятелей церквей, обладающих нынешними луврскими шедеврами, дарственных с подписями и печатями.

Как всегда, кто-то сдавался и сохранил себе жизнь, а кто-то был пущен в расход – и тогда картины и реликвии, оказавшиеся после падения Наполеона «бесхозными» вернулись на родину.
Те, кто уступил, отдав внеочередных Тинторетто и Веронезе «под подпись» довольствуются теперь пустыми стенами, как в СЛ, копиями или неравноценными заменами (как это можно видеть в церкви Сан-Рокко, где четыре больших Тинторетто у органных хоров заменены гризайлями Джузеппе Анджели – но на отксерокопированном плане собора до сих пор обозначены как Тинторетто, которого, впрочем, там и без этого практически выше крыши).

Сан-Лоренцо в полусне законсервированного реставраторами запустения внутри выглядит как кандидат для фотосессии в коммьюнити «Забытые храмы».

Правда, заброшенность эта мнимая: внешне СЛ выглядит вполне бодро, через какое-то время интерьеры восстановят (точнее, реконструируют или сочинят заново, придумав для оформления неожиданный, почти наверняка, дико эстетский ход) и откроют к радости туристов, селящихся в западном Кастелло примерно с такой же густотой как и во всех прочих районах.

Место-то намоленное.

СЛ и интересно мне как откровенное «вскрытие приёма», показывающее, что внутри себя Венеция не такой старый город, как кажется.

Постоянное обновление его идёт постоянно, круглосуточно и круглогодично, мало заметными порциями и несущественными, казалось бы, партиями.

Главное чтобы изменения эти не были резкими и судьбоносными (высшая свобода достигается именно со связанными руками и внутри канона).

Круговорот касается всего, от водопровода и подземных коммуникаций (из-за крайне неровно ландшафта с постоянными перепадами поверхностей, скреплённых мостами, приходится внимательно смотреть под ноги; вот и замечаешь новые канализационные люки для воды, газа, телефона и электрических путей) до начинки «жилого фонда», многократно выпотрошенного для повышения привлекательности как инвестиционной, так и туристической.

Не говоря уже о сваях, связках брикол (меняются каждые два десятилетия) и палинах, в какой бы цвет их не раскрашивали.

Город, стоящий у воды и на воде не выглядит обреченным, он ухожен и обихожен, нигде нет сырости, гнили или, хотя бы, плесени, хотя морская влажность, дожди, приливы-отливы подтачивают его иммунитет каждое мгновение.

Без строгой гигиенической дисциплины не обойтись и, сдавая квартиру, Нина прежде всего и больше всего рассказывала про правила выноса мусора и приготовления еды (никаких барбекю!)…

…первый раз об этом ползучем обновлении, маскирующемся то под реставрацию, то под «ремонтные работы» я подумал вчера в Палаццо Гримани у стендов, показывающих степени сохранения тициановской «Красавицы».

По сути, теперь мы имеем дело с совершенно другой картиной.

Да, она сохранила цветовые и композиционные особенности оригинала, но оригинальный ландшафт Тициана изменён многократными наложениями новых красочных слоёв, позволяющих выглядеть «Красавице» гламурной фотомоделью из глянцевого журнала.

Особенно эффективно это бьёт по глазам на фоне фресок, едва проглядывающих в углах кабинетов Гримани; сохранность их ниже среднего, они бледны, полустёрты, точно по ним прошлись шкуркой, бархатны в своём замедлившемся распаде.

Опять же, в соседнем с Тицианом зале висят остатки фрески Джорджоне, которую не спасти, не восстановить невозможно.

Выглядит она так, точно её сочинял не автор эрмитажной «Юдифи» и дрезденской «Венеры», но ранний Ротко (размытые пятна с размытыми краями, отдалённо напоминающими очертания человеческого тела) или даже Дюбюффе.

Очень сильное впечатление, кажущееся мне более сильным и важным чем все беглые взгляды на коллекции живописи в Музее Каррер.

По крайней мере, я бы ни за что не променял свои воспоминания об этих пустых залах на весь венецианский каталог из Каррера, большей частью выглядящий как коллекция лаковых миниатюр –

- по степени зареставрированности, кстати (изображение блестит как вспотевший лоб, электрические лучи мечутся по нему, не давая разглядеть картину, собираясь в слепые пятна) можно определить важность и популярность того или иного холста.

Чем больше раскручена картина тем сильнее и безвозвратнее её терзают микроскопическим редактированием.

Больше всего искусной искусственности вчера было в «Куртизанках» Карпаччо, с какого-то времени несущих тяжкое бремя эмблемы музея Каррер.

Нужно ли говорить, что главные, самые популярные и раскрученные, образы Венеции – это её площади (особенно ансамбль самой что ни на есть главной), набережные, мосты и мостки, церкви, кампанилы, крыши, дома, в которых мы обитаем временно, но как дома…


Locations of visitors to this page


Tags: Венеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments