paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Метрополитен имени Тинторетто

Невозможно понять, можно только заочно (хотя и в «явочном порядке») почувствовать одержимость силы, сложившейся за долгие годы в систему, воспринимаемую всеми нами теперь в режиме данности.

Сколько этому дару понадобилось Спасителей и Мадонн, Святых и Угодников, Праведников с их мощами и реликвиями, чудотворными иконами и прочими честными частными поводами, вроде праздников или избавлений, в голове не укладывается.

Каждый район и почти каждое кампо имеет свою Церковь, свою станцию, свою остановку.

Место встреч? Но их и без храмов великое множество, от лавок до забегаловок (хотя, возможно, раньше с общепитом было не так просто, как сейчас, кто знает?!)

Повод для выхода из дома? Клуб для общения?
Буквализация (материализация) общины во что-то внеположенное приватному жилищу?
Повод для траты излишков (но когда ж оне были?)?
Неизбывная, непреодолимая тяга к прекрасному?
Амбиции сделать лучше (богаче, ярче), чем у соседей?

Только не говорите мне, пожалуйста, про средневековое сознание молчаливого большинства, средняя температура по больнице, кажется, почти никогда не меняется.



Как бы там ни было, имеем то, что имеем (имеют то, что имеют): вдохи и выдохи, где вдох – частота уличной застройки – теснее гребня, гребёнки, структурирующей узкое пространство; и выдох – его нарушение, омут пустоты, венчаемый очередным собором, храмом, церковью, часовней.

Система, определяющая направления, служащая ориентирами и привалами, зарубками пространства (я пока даже не касаюсь того, что внутри)…

А внутри очередной рассудочный обморок, припрятанный в свечном тумане, истончение вещественности снизу вверх, парение деталей, их одновременный центростремительный (к алтарю) и центробежный (к углам) побег.

И темнота, похожая на дым, скрывающий частности: любую церковь воспринимаешь сразу и всю, хотя потолок, купол, верхние части с хорами и окончаниями апсид и капелл – именно то, что может изменить первоначальное ощущение от каменной тишины.
Но только отчасти.

Позже (при спокойном осмотре) такой интерьер оказывается неразложим на составляющие, как бы этого не хотели архитекторы и спонсоры последующих эпох, бесконечно уточняющие первоначальный порыв, постоянно добавляющие безвкусные артистические жесты (чем новей, тем жутче).

Однажды, в долгих блужданиях от Тинторетто к Тинторетто, наконец, меня осенило: да это же метро, только не подземное, точно такая же градообразующая структура, ну, как например, в Москве.

Есть здесь узкие промежутки тоннелей, в которых темно даже во время солнца и есть красиво-богато оформленные станции пересадок или конечные (окончательные) «с одним выходом», возле которых ты по каким-то своим делам и сходишь.

Поезд дальше не идёт; дальше идёт только вода.

Понял это, и всё встало на свои места, система соответствий заработала (запустилась) уже в моей голове: бесшумный кислород стал видимым, волнообразным, закручивающимся как волюты Салюты.


Locations of visitors to this page


Tags: Венеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments