paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Базилика Сан-Марко

Самый собой большой и изнутри весь вызолоченный, точно ты попал под изнанку венецианской власти внутрь футляра огромной виолончели.

Золотые мозаики придают Сан-Марко родной совершенно, византийский <оперно-московский, что ли> вид, хотя иконография здесь, конечно, более разнообразная.
Слегка (совсем чуть-чуть) потеплевшая расширением возможностей канона.

Полумрак подмигивает и мерцает, туристы ходят по периметру отведённого нам загончика, шаг в сторону стоит денег: можно зайти в сакристию (не советую) и это один билет, можно полюбоваться в капелле Св. Климента за алтарём главной (причём буквальной) драгоценностью Собора – широкоформатным иконным окладом Пала д’Оро, который сам по себе и есть Главная Икона.

Собран он из 250 эмалевых миниатюр, соединённых в стену позолоченного серебра, украшенную бесчисленным количеством драгоценных камней, впрочем, выглядящих выгоревшими стекляшками.



Можно пройти ещё куда-то, посидеть с сосредоточенным видом в специальном молитвенном месте (местные ходят на мессу с другого бока и с туристами никогда не смешиваются; да, к тому же, мессы проходят когда главный вход уже закрыть), но лучше по высоким, крутым ступенькам подняться в Музей Собора.

Отсюда, во-первых, открывается самый эффектный вид на внутреннюю жизнь куполов, сводов и люнетов атрия.

Во-вторых, здесь имеется выход на балкон с панорамой площади Сан-Марко и её окрестностей (сейчас, правда, здесь идёт очередной ремонт, ходить мешают стойки заграждений, к четвёрке коней, похищенных венецианцами в Константинополе, почти не подлезть, зато можно фотографировать «море, небо, облака», площадь и её эмблематические достопримечательности с самых разных ракурсов.

В-третьих, здесь имеются достаточно интересные коллекции фрагментов мозаик, ветхих скульптур и икон.
Там же стоит и оригинал квадриги, карты, схемы и прочая разъяснительная информация.

В-четвёртых, в конце одного из залов есть неочевидная (малозаметная) лестница вниз, по которой попадаешь на один из боковых (западных) проходов под крышей Собора, откуда вниз и в разные стороны раскрываются новые дивные виды.

Оттуда ты попадаешь ещё в какие-то, уже, кажется, в светские помещения с барочными потолками (из-за чего я решил, что это уже начались задворки Дворца Дожей) и большой коллекцией гобеленов, картин – как религиозных (большой футляр, расписанный Паоло Венециано), так и светских – например, с видами Собора Сан-Марко, написанных в самые разные эпохи.

Тут же есть и Крылатый Лев с книгой и тяжеленные манускрипты и множество всяких экспонатов (скажем, монументальный Трон, оббитый пунцовым бархатом), которые приятно и необременительно принять к сведению.

Собственно, вся экскурсия в Сан-Марко такая и есть – неспешно познавательная, со совещательным, а не решающим голосом (можно ходить, а можно и не ходить).

Однако, если не сходишь, вдруг упустишь нечто крайне важное, что будет свербить и отзываться в многокомнатных зимних снах?

Лучше перестать беспокоиться, успокоиться и начать жить просто и счастливо: базилика – только преддверье самых важных властных тайн Города, поэтому, вообще-то, от неё мало что ждёшь.

В ней, как у многого в Венеции, всё главное написано на физиономии фасада с точно проступающими, как сквозь камни, мозаиками над входом (они тоже самых разных времён и интересно сравнивать как меняются, изощряясь, навыки ремесленников).

Если все прочие Церкви созданы по конкретные нужды конкретных людей, этот многоглавый монстр, увенчанный заветренными несвежими безе, чьими крошками питаются голуби да ангелы, нужен сугубо для раздуванья боков и демонстрации своих внутренних полостей, где каким-то старым, но вполне механизированным (механическим) способом вырабатывается особое вещество вязкой, позолоченной венецианской идентичности.

Процесс его возгонки запускается когда свечная копоть и ладан, отстоявшиеся в капеллах и алтарях, смешиваются с прибывающей в прилив солёной водой, которая обязательно проникает под его наглухо (о, сколь эффектна эта наглухость!) закрытые Врата.

Так что это не Церковь, но агрегат, затейливая машинка из мешанины веков и стилей, раскинувшая грибницу в самом лакомом и, по совпадению, людном месте.

Вот он всё время болтается под ногами, об него (ну, или, как минимум, о его мостки, мгновенно раскидываемые во время приливов) постоянно спотыкаешься; вот, постепенно, и возникает неотступная мысль, что вход в Сан-Марко неизбежен как твой собственный отсюда отъезд.


Locations of visitors to this page


Tags: Венеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments