paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Глазами художника". Ретроспектива А. Тапиеса в Палаццо Фортуни

По всему видно, что Палаццо Фортуни некогда процветало, затем пришло в полный упадок, теперь выставляет себя затейливым выставочным залом.

Одним из последних жителей дворца был Мариано Фортуни, декадент и театральный декоратор, захламивший второй этаж дворца живописным хламом.

Здесь есть и скульптуры и гипсовые отливки, африканские маски и бальные платья, архитектурные макеты и незаконченные фрески в ар-нувошном духе, посмертные лики Бетховена и Вагнера, а так же столы, заваленные рукописями, замысловатые картины и нутрянка шкафов, образующих живописные инсталляции.

Оригиналы гравюр Пиранези соседствуют с каменными буддамии павлиньими веерами; Мариано пробовал себя в самых разных творческих областях, но, как это часто бывает, ни в одной из них он не достиг чего-то существенного. Вековечного.

Остались только декорации.
Пролегомены к несостоявшейся (хотя кто знает, что там для Мариано было самым существенным) жизни…

На третьем этаже возникают роскошные венецианские окна от пола и до потолка, с неземными видами на скорлупки окружающих черепичных крыш, церквей и даже на промельк Гранд Канала.

Ещё этажом выше открывается большое (бальное) выставочное пространство с «корабельным» потолком, поддерживаемом деревянными балками.

Казалось бы, причём тут брутальный Тапиес (кстати, уже не первый раз замечаю рифмы и переклички между Венецианской и Каталонской республиками, особыми топосами, выпадающими из всеобщего расписания) ?



Выставка Тапиеса в палаццо Фортуни
«Выставка Тапиеса в палаццо Фортуни» на Яндекс.Фотках

Вместе с большими и грубыми работами А. Тапиеса (в основном последних лет), широкими, фактурными, подчас иероглифичными, вздувающимися, привезли вещи из его коллекции – то, что Тапиес собирал всю свою жизнь и то, что теперь находится в фондах его Фонда.

Уже на нулевом этаже, где нет ничего, кроме обнажённой кирпичной кладки, вместе с картинами и ассамбляжами Тапиеса внезапно возникает картина Ротко или скульптура раннего Джакометти.

О, это очень весёлый эффект: сначала ты видишь картину в стиле Ротко, идеально вписанную в окружающую кирпичную разруху и думаешь, что Тапиес идеально схватил стиль экспрессиониста, затем читаешь этикетку и видишь, что это картина самого Ротко из собрания фонда Тапиеса в Барселоне.
ОК, правила игры приняты.


Второй этаж Палаццо был, по всей видимости, штаб-квартирой Мариано и перегружен больше остальных, поэтому работ Тапиеса тут не так много.

И все они вписаны в интерьерные расклады: очень геометрически перекрёстная картина с хаосом налетающих друг на дружку черт-стрел висит по соседству с «Тюрьмами» Пиранези, а холст словно бы написанный кровью сердца висит в закутке по соседству с алой работой, которая висит, лишь косвенно подсвеченная в полумгле, точно парит между стен.

На третьем этаже главное - окна, восторг запустения и длинные витрины с «книгами художника», которые Тапиес делал в собственной агрессивной манере всю свою сознательную.

Помимо прочего, оказывается, он иллюстрировал и Бродского.

Книга всего-то в пару десятков экземпляров раскрыта на странице с рукописным текстом: «Наклонившись, я шепну Тебе что-то: я благодарен за всё, за куриный хрящик и за стрёкот ножниц, уже кроящих мне пустоту…»

Нарочно или нет, но кураторы выбрали для выставки разворот с текстом, идеально описывающем ассамбляжи Тапиеса: где-то тут я видел след от впечатанных в гипс ножниц, ну, а куриный хрящик можно подменить любым другим физиологизмом (Тапиес, скажем, крайне любил изображать ступни).

Ну, или использовать в работах всё, что по руку подвернётся – от изгвазданной в краске тряпки до каких-нибудь гвоздей или поломанных инструментов.

На последнем этаже посреди большого зала выстроен лабиринт, внутрь которого приглашает картина с тремя стрелками, оказывающаяся оригиналом Кандинского.

На первом развороте всех встречает страничка партитуры Джона Кейджа (тоже оригинал из собрания Фонда), а дальше, шаг за шагом, ты оказываешься то в комнатушке с какими-то каменными ступками, то с какими-то скультурками Тапиеса, а то и с предметами экзотических культов – каждый из поворотов этого музея в музее такой же непредсказуемый как и логика (точнее, её отсутствие) в инсталляционном нагромождении бытовых предметов и всяческого искусства в жизни этого дома.

Очень вещный и очень отвлечённый (засимволизированный) Тапиес оказывается совмещенным с а) местным архитектурным контекстом (обшарпанные стены, высокие венецианские потолки, конфигурации готических окон); б) с разностильными предметами из коллекций Фортуни и самого Тапиеса, который обожал всевозможный живописный хлам, способный украсить очередную его инсталляцию – столы и стулья, скатерти и наволочки попадали в его ассамбляжи примерно так же, как мушки внутрь янтарного куска.

Все это перемешивается и весьма остроумно и точно дополняет друг друга.
Тапиеса в Европе много и я видел массу выставок с его участием (в том числе и персональных), неоднократно был в Барселонском Фонде Тапиеса и ходил по разным оформленным им местам.

Венецианская выставка, безусловно, самая лучшая из них.

Кому-то пришла в голову счастливая мысль соединить выжженную пустыню и захламлённую кладовку.

В конечном счёте, всё так счастливо сложилось, так как и у Тапиеса и у Фортунати есть внутри и пустыня, и кладовка, поэтому швов и переходов между ними практически незаметно: панно и картины (ассамбляжи и скульптуры) Тапиеса вписались в интерьеры Палаццо как влитые.

Как родные.

Как если всегда тут висели, и даже больше – как если были созданы прицельно под эти безнадзорные территории.


Locations of visitors to this page


Tags: Венеция
Subscribe

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments