paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Sant'Alvise / Сант-Альвизе

Эта церковь находится на самом севере Венеции (даже Мадонна делль Орто, в которой похоронен Тинторетто стоит чуть южнее) с промельком вида на лагуну.

Вот и фасад у нее сдержанный, даже суровый. В Венеции есть церкви (Сан-Лоренцо или тот же Сан-Пантолон или же схожая судьба у флорентийской Санта-Кроче), которые не успели дооформить, прикрыть непарадную структуру фасада мраморными украшениями, а есть церкви, которые достроили, но не стали перегружать.

Обычно они самые древние.

К Сант-Альвизе надо идти как на хадж, минуя все туристически лакомые объекты и мощёные улицы центральных районов: здесь, между прочим, под ногами уже не камни, но земля. Встречаются современные дома и странные парки(в одном из них, Parco Groggia стоит живописная руина, похожая на остатки античного храма, хотя окружают её точно такие же постройки, выполненные точно в таком же стиле и украшенные аналогичными масками).

Так же, по дороге к Сант-Альвизе я заскочил в еврейское Гетто – небольшой, но отчётливо автономный остров, на котором не удержался и зашёл в заведение, чтобы выпить чашку кошерного кофе за один евро.

От Сант-Альвизе я не ждал ничего особенного (у меня правило: до начала культпохода ничего не читать в путеводителях, чтобы не сбить пристрел), хотя, конечно, от всех церквей чего-то ждёшь – то ли радости для глаз, то ли новых ощущений (что случается достаточно редко), или нового знания (что не случается почти никогда).

Тем более, если эта церковь входит в «список Хоруса», хотя и не на первых местах.



Сант Альвизе
«Сант Альвизе» на Яндекс.Фотках

Центральный вход у Сант-Альвизе, находящийся со стороны канала, закрыт и нужно обойти церковь по часовой стрелке.

Входишь сбоку и замираешь от укола удивления – потолок Сант-Альвизе расписан сплошной барочной обманкой с тщательно проработанной в живописи архитектурной структурой.

Очень похоже на Тьеполо, правда, без его лёгкости (кстати, здесь находится три его больших работы – две висят рядом справа от алтаря, а огромное «Несение креста» вставлено в алтарную аспиду, справа от основной горки из артефактов – с длинными свечами и небольшим органом на заднем плане), а ещё на Фумиани, расписавшего схожим образом Святого Пантолона.

Только там структура Верхнего мира забита полчищами множествокрылых, безотчётно летящих куда-то вверх, а здесь Антонио Тории и Паоло Рикки организовали пространство упорядочив его витыми колонами в стиле Бернини, стремительно уходящими под колосники со всех сторон плафона и накрытых в самом центре узорчатым шатром с ангельскими лицами.

Шатер парит в свободном полёте, окружённый ровной лазоревой голубизной. А, может быть, и спускается вниз, постепенно раскрываясь наподобие парашюта.

Так, с помощью фресковой обманки, подновлялись подгулявшие с позавчерашней трапезы вторые блюда: новомодное барокко (и Святой Пантолон и Сант Альвизе расписаны примерно в одно время) даёт Церкви ультрасовременный внутренний вид, разгоняя заветренность и мнимую дряхлость (точнее, сдержанность).

Отныне здесь довлеет «бумажная архитектура», почти буквально «снося крышу» и меняя ощущение от всего остального – стен, картин, деревянных хоров XV века, ведущих прямо в женский монастырь (Хорус считает, что это первая в истории Венеции структура такого рода, когда из церкви попадаешь прямо в кельи) и образующих как бы храм внутри храма.

Отныне главный фасад не тут, но там; он открыт всем ветрам и всему остальному «недостижимому», которое внезапно оказывается столь близко.

Сант Альвизе
«Сант Альвизе» на Яндекс.Фотках


Хоры нависают над центральным, неработающим входом и голубоглазые фрески плывут за них, облаками, куда-то, туда, на запад.

Отчего под хорами темно и, несмотря на то, что кассирша милостиво включила мне свет, сложно было разглядеть восемь, там вместе висящих на самой дальней (а когда-то самой близкой к фасаду) стене, картинок.

Рёскин принял их за <совсем> раннего <даже детского> Карпаччо, хотя приписать их автору работ в Скуола ди Сан-Джорджо дегли Скьявони можно действительно только сослепу.

Они, конечно, забавные, с массой деталей и отдельными сюжетами, возникающими на задних планах, однако, фигуры персонажей восьмистишья и, тем более, их лица огнедышат здоровым народным примитивом, поэтому никаким Карпаччо тут и не пахнет.

Но они тут, скорее, бонус, «шестого чувства крошечный придаток, иль ящерицы теменной глазок», который можно пропустить, находясь под мощным облучением как бы отсутствующего потолка.

Должно быть, так в XVII веке могли выглядеть космодромы.


Locations of visitors to this page




Сант Альвизе
«Сант Альвизе» на Яндекс.Фотках
Tags: Венеция
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments