paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Фрески Тьеполо в Палаццо Лабиа

Когда семейство Лабиа пришло из Каталонии в Венецию все места на Гранд Канале были уже раскуплены, поэтому свой дворец они построили чуть в стороне – сбоку, если посмотреть в окна, Большой Канал, всё-таки, видно, однако парадный фасад выходит на другой канал – Каннареджо.

Именно по нему мы вплывали в Венецию из аэропорта. Раньше он и был «главными морскими воротами» в город.
Так что Лабиа не сильно проиграли.

Заказывая оформление бального зала Тьеполо-старшему они «попросили» его переплюнуть свои собственные живописные обманки раз так в несколько: зал этот практически квадратный, не слишком большой, поэтому художественные иллюзии должны были его максимально расширить.

И, что характерно, расширили. Даже без участия стекол и зеркал (как это сделали бы современные архитекторы): Тьеполо расчертил стены зала рисованными колоннами и портиками, заселив пространство между ними яркой, до сих пор так и не потускневшей живописью.

Когда мы вышли в соседний зал (там Тьеполо участвовал лишь в оформлении овального плафона с очередными взбитыми сливками барочных небес), там, как раз, были и окна (на канал) и потускневшие старинные зеркала.

Так вот они не расширяли пространство, но, напротив, стягивали его, точно прорезиненные помочи.

А тут, в Бальном, простор и головокружительная высота: ровный потолок расписан так точно у него есть скаты и закругления, точно живопись, как вода, плавно съезжает вниз...



Тьеполо в Лабиа
«Тьеполо в Лабиа» на Яндекс.Фотках

Окна, выходящие на кампо Иеремии, завешены тяжёлыми тёмными шторами и кажутся нарисованным точно так же, как и окружающие их колонны, которые Тьеполо рисовал так, что их уже не отличишь от настоящих.

Эти переходы сделаны по периметру всего зала – и там, где тебе мерещится окно или боковой просвет в соседнюю залу, при ближайшем рассмотрении оказывается пористая, в трещенах стена, покрытая фресками.

Пока сопровождавший нас венецианец рассказывал про сваи и особенность гибкого пола, я обошёл все стены.
Тщательно рассмотрел все композиции: по одной главной (в центре) и несколько боковых на каждой стене.

Главные пространства слева и справа Тьеполо отдал под историю Антония и Клеопатры.
Многофигурные, балетные композиции со слугами и собачками, музыкантами на балконе и роскошными одеяниями древних героев, одетых по моде того венецианского времени.

Особенно пышно оформлена Клеопатра, на одной картине приглашающая своего любимого к краю композиции, за которым, видимо, начинается их реальная жизнь (Антоний только что приехал на гондоле, за ним тянется вереница слуг.
Особенно выделяется паж, несущий на бархатной подушке нечто важное.

На другой композиции любовники уже пируют за столом, причём, парчовое платье Царицы декольтирована и грудь её обнажена.
Рядом стоит собачка и смотрит на пирующую знать.

Всё это сделано Тьеполо так, будто бы изображаемые им персонажи застигнуты врасплох.
Они не позировали, но плавно текли внутри своих собственных сюжетов (позже нечто подобное придумает показывать, ну, например, Вермейер или же импрессионисты, демонстративно отказавшиеся от симметрии и классического кадрирования жизни).

В простенках около этих двух картин возникают промежуточные и как бы вспомогательные окна (вытянутые и «проходные»).

В них хлопочут слуги, мелькают девушки, голубеет прозрачное до ощущения полного исчезновения, небо: лучше Тьеполо никто, кажется, не умеет отлавливать вот это вещество лёгкости и беззаботности, разлитое в окоёме («...от лёгкой жизни мы сошли с ума, С утра вино, а вечером похмелье. Как удержать напрасное веселье, Румянец твой, о нежная чума?»)…

Тьеполо в Лабиа
«Тьеполо в Лабиа» на Яндекс.Фотках

…то, что потом обернётся стилизацией у «Мира искусств» и разных прочих декадентов, здесь является единственно возможным проявлением себя.

Хотя, возможно, это нам теперь только так кажется.

Хотя, возможно, нам хотелось бы так думать о временах, которые мы не застали: то, что Тьеполо обходится без зеркал, а окна занавешены не кажется мне случайностью – барочная эпистема растеряна и замкнута.

Здесь она всё ещё колышется, трепещет и вьётся под синтезированными небесами, переходящими в иллюзорные стюковые скульптуры.

То есть в обманку в квадрате, так как обычно стуковые детали любят прикидываться мрамором, Тьеполо же делает рисунки декораций с многочисленными стукко-узорами.

Так получается, извините, театр, разыгрывающий самого себя – статичный, но, одновременно, двигающийся в разные стороны, действительно, ползущий, наползающий.

И точно озвученный совершенной звуковой дорожкой, где плеск воды переплетается со звоном посуды, собачьи лаем, «репликами в сторону», криками чаек (фирменный лейтмотив художника).

Даже облака издают у Тьеполо какие-то специфические, воздушные звуки пузырящейся пены, что щёлкает и лопается, но, от этого, не становится менее прочной.
Отдельно стоит прописать запахи

Поразительный талант: уметь из ничего сгущать осязаемые пространства и, при этом, не тяжелить их, не перегружать и не нагружать хоть каким бы то ни было весом.
Никакой гравитации, хотя физика у Тьеполо, безусловно, присутствует. Законы предельно точны и тщательнейше соблюдаются.

Просто это какая-то иная физика, вызываемая соседством классической архитектуры и бескрайнего простора, в центр которого запускаются, точно в бассейн, всевозможные крылатые сущности. Легкоструйные и цветастые как бабочки.

Нормальная центростремительная, интровертная, сложно устроенная, но весьма легко усваиваемая утопия, засасывающая глаз наблюдателя внутрь.

Скорее всего, Венеция тоже такой не была, но именно такой, на небесах, хотела бы себя видеть. Вот Тьеполо и сочинил всю эту порционную бесконечность, каруселью крутящуюся в тартарары.

Очень весёлая, крайне трагическая живопись.


Locations of visitors to this page




Тьеполо в Лабиа
«Тьеполо в Лабиа» на Яндекс.Фотках
Tags: Венеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments