paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Materia Prima". Выставка коллекции Ф. Пино в Punta della Dogano

Для своей коллекции миллионер Пино выбрал самое эффектное место – стрелку Дорсодуро; крайнюю точку Гранд-Канала; там где город разворачивается лицом к лагуне.

Там, где по каналу Джудекки ходят многоэтажные корабли – мимо великих фасадов и не менее великих куполов. Отсюда хорошо виден дворец Дожей и начало Пьяцетты.
То самое место, где две колонны (одна с крылатым Львом, другая – со Святым Теодоро) обозначают главный вход на территорию города.

Раньше в этом красивом ангаре размещалась Таможня; теперь её вымыли, выскоблили, начинили ультросовременной начинкой и разместили часть коллекции Франсуа Пино (другая её часть находится в палаццо Грацци и уже давным-давно стала важным культурным местом Венеции).

Придумана институция гениально: актуальное искусство необходимо Венеции, принципиально не меняющей своих архитектурных и ландшафтных очертаний вот уже несколько веков, для того, чтобы, хотя бы отчасти, почувствовать себя современным городом и частью современного мира.

Чтобы «там, внутри» этого застывшего острова сокровищ, бурлили не только туристические и сувенирные страсти.

Если город не может развиваться вширь то ускорение ему даcn прорастание вглубь.

Поэтому венецианцам так важна история, позволяющая чувствовать себя не тупым курортом, но местом с уникальной начинкой; именно поэтому многие эпохи бренд её не выхолащивается умелым сочетанием новаторства и демонстративной (гондолы) архаики.



Коллкция Франсуа Пино
«Коллкция Франсуа Пино» на Яндекс.Фотках

Мы, кстати, уже видели часть коллекции Пино в «старом» Гараже: в Москву тогда, очевидно, привезли самые лучшие и эффектные экспонаты, потому что сегодняшняя экспозиция «Materia prima» ничем особо выдающимся похвастать не может.

Те, давнишние московские гастроли коллекции Пино выглядят совсем неслучайными: явно ведь наши гаражные хозяева и менеджеры рисовали свой Центр современной культуры с чего-то весьма и весьма похожего на венецианскую Таможню.

Когда берётся знаковый исторический памятник и переиначивается так, «чтобы чужие боялись».

Ходишь по бывшей таможне с удовольствием и комфортом, но дело здесь не в отдельных произведениях, а в общем ощущении тотальной инсталляции, внутри которой можно выставлять всё, что угодно.

Большие, просторные залы с высокими деревянными перекрытиями; панорамные окна (некоторые из них расцвечены разноцветными окнами и превосходными решётками) на самые лакомые куски набережных: никогда ещё я не видел в музеях такого пристального внимания посетителей к тому, что снаружи, а не внутри.

Таможня стоит на сужающейся до треугольника стрелки (на смотровой площадке её раньше стояла фигурка голого мальчика, державшего в вытянутых руках оттягивающуюся вниз лягушку. Не так давно хрупкую эту скульптуру упаковали в прозрачный параллелепипед, а теперь и вовсе спрятали в запасники), соответственно и выставочные пространства расположены клином.

Начинаются они с широких холлов и залов, размером с футбольное поле, а заканчиваются бельведером на «третьем этаже», в котором нет ничего, кроме видеотрансляции и узких зарешетчатых окон.

Очень похоже на модернистскую капеллу, однако, с модернизмом обращаться следует в другое место.

Выставка, между тем, концептуальная, смешивающая художников конца 60-х годов и совсем молодых, малоизвестных.

Минимализм и избыток сегодняшнего барокко. Вездесущего Брюса Ньюмана (Романа Опалку, Марио Мерца, Пистолетто, Филиппа Паррено со смешным видео на входе, Пьеро Манцони) с японскими, китайскими и индийскими фамилиями.

И тут происходит интересный эффект: звезды могут выдавать не очень оригинальный продукт, однако, общая их стратегия, прочно засевшая в зрительской голове (Опалка писал только цифры, постоянно понижая уровень чёрной краски так, что к концу жизни дописался до белого на белом, что мы сегодня и видели. А Брюс Ньюман выставил очередную голубоватую люминесцентную строчку < «Нет, нет, новый музей»>) позволяет достраивать контекст едва ли не самостоятельно – до ощущения полноценности и самодостаточного объёма.
Звёзды конвертируют себя не столько в деньги (объёмные работы продать крайне трудно – суперколлекционеров в мире не так уж и много, хотя, конечно же, ну, да, существует разветвлённая сеть американских музеев, действующих по принципу то ли супермаркета, то ли Макдоналдса), сколько в узнавание, которое, затем, и переводится в экономический эквивалент.

Все эти произведения нужны здесь и сейчас лишь для того, чтобы оттенять красоты выпотрошенного здания, которое вместе с искусством существует как бы в посмертном полёте: нынешняя таможня даёт добро на арт-контрабанду всех сортов и видов.

А, главное, позволяет Венеции держаться на плаву.
До этого (разумеется, исключая временные Биеннале) самой известной в городе институцией, связанной с современным искусством, являлась коллекция Пегги Гугентхайм.

Теперь, на фоне практически безграничных ресурсов Франсуа Пино, она сдулась.

Дело даже не в том, что венецианское отделение Фонда Гуггентхайма занимает самый маленький (так и недостроенный, двухэтажный, низкорослый) дворец Гранд-Канала. А в том, что отныне это посольство позавчерашнего (модернистского), окончательно закончившегося искусства.

Сегодня, торопясь к Салюте и к Пино, я проскочил мимо её заросшего, похожего на погост садика (а он погост, между прочим и есть – в одном из тенистых уголков его Пегги хоронила своих собачек), хотя в свой самый первый приезд, первым делом, ломанулся сюда – не разбирая дороги, блуждая по лабиринтам Дорсодуро в поисках рублёвого обменника и т.д.
Кажется, с того самого времени прошла целая вечность.

Хотя очередная люминесцентность вездесущего Брюса Ньюмана всё ещё мигает у неё на изнанке фасада.

И это (ну ещё место, Венеция) единственное, что объединяет два современных искусства.

Коллкция Франсуа Пино
«Коллкция Франсуа Пино» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


Tags: Венеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments