paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Пит Мондриан. Путь к абстракции. ГТГ на Крымском валу

Выставка Мондриана соединена прямым проходом с большой ретроспективой Гончаровой, хотя правильнее было бы совместить её с залами, в которых висит Малевич, очень уж у них схожие пути развития (буйная Гончарова же забивает минимализм Мондриана так, что от него ничего не остаётся).

Путь этот связан с постоянным усечением материального, плотского, вещного, в последовательной схематизации изображения, из которого вымывается всё конкретное, фигуративное, обращаясь всё больше и больше в схему.
Собственно, самый известный стиль Мондриана, с которым он обязательно ассоциируется – геометрически правильные композиции, только лишь подразумевающие материальные (или какие угодно объекты).

В этом Мондриан ещё больше чем на Малевича похож на другого гения абстракции – Ротко, который ведь точно так же начинал с импрессионистической передачи действительности, затем, пройдя через разные стадии деформации натуры, пришёл к наплывающим, как бы подтаявшим в процессе движения «световым окнам».

Эволюция Ротко показывает как обыденная реальность, ну, скажем, городских пейзажей начинает распыляться и раскладываться на атомы и молекулы инфузорий туфелек, точно линза прибора художественного слежения постоянно подкручивается, всё больше и больше вторгаясь в области микромира.



Нечто схожее происходит и у Мондриана, линейно следовавшего в своём искусстве вслед за феноменологией Гуссерля, отметающей всё наносное и извне привнесённое.
Одна из главных процедур гуссерлева метода – «эпохе» подразумевает постепенное «раздевание» объекта на манер капустного кочана с тем, чтобы, в конечном счёте, оставить самую суть – голую кочерыжку смысла.

Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

Точно так же развивался и Малевич со своим супрематизмом, сначала изгоняя из портретов и крестьянских фигур черты лица, а затем и вовсе перешёл к треугольникам и квадратам, красота которых становится всё более и более умозрительной, контекстуальной.

Между прочим, многие большие художники проходили схожую эволюцию, чтоб под конец не впасть как в ересь в немыслимую простоту.
Так и Пастернак в старости подрезал, спрямляя, буйную поросль своих ранних виршей.
Так Миро постепенно перешёл от яркой калейдоскопичности зрелых работ к всё более нарастающим объёмам всепоглощающего чёрного контура. Да мало ли кто ещё…

В таком развитии для меня важна идея необратимости, невозможности отмотать «плёнку жизни» назад.
И именно это впечатление наполняет выставочное пространство вполне осязаемой грустью об ушедшем.
Ракета, набирающая обороты и всё дальше и дальше убегающая от земной поверхности, раз за разом отделывается от отработанных ступеней, чтобы исчезнуть уже навсегда.

Выставка Мондриана расположена на двух уровнях, первый из которых вполне реалистичный, хотя и приправленный то креном в импрессию, то в кубизм.
Пик фигуративности обозначен вполне традиционным автопортретом, а так же подробной копией одной известной французской средневековой картины.

А дальше лестница идёт вниз (так уж архитектурно устроена экспозиция), где, в основном, представлены уже одни только знаменитые его живописные решетки с локальными цветовыми вкраплениями.
Они, разумеется, яркие и праздничные, однако, лично мне уже невозможно отрешиться от философского бэкграунда, стоящего за всей этой отвлечённостью.

Тут я делаю финт ушами и возле выхода разворачиваю оглобли, начиная проходить экспозицию в обратном порядке. Против «часовой стрелки».
Прохожу галерею с абстрактными композициями, поднимаюсь на второй этаж, к самому что ни на есть началу, где Мондриан вновь превращается в третьеразрядного модерниста, максимально зависящего от французских пластических исканий рубежа веков.

Зато жизнь, его жизнь, продолжается.


Locations of visitors to this page
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments