paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"История живописи в Италии" Стендаля

Главное в этой книге всё, что несущественно и, казалось бы, идёт мимо сути и заявленной темы.

Во-первых, она недописана: Стендаль предполагал выпустить четыре тома – по количеству выделяемых им итальянских школ (флорентийской, венецианской, римской и ломбардийской, в рамках которой работал его любимейший Корреджо), но написал лишь первый том – Флорентийский.

Да и что, значит, написал: скомпилировал два жизнеописания (Леонардо и Микеланджело) , занимающие основной объём тома, добавил к ним две части рассуждений об античном идеале красоты, который на наших [то есть, Стендалевых] глазах меняется на новый.
А всё это обильно разбавив попутными рассуждениями буквально обо всём, из-за чего текст предсказуемо поплыл.

Совсем как в дневниковом жанре или совсем уже необязательных письмах (у Стендаля, впрочем, всё это взаимозаменяемо).

Греки и распределение черт темпераментов, французский национальный характер и антикатолические агитки. Экскурсы в историю и отношения с немцами. Картины современной итальянской жизни (в основном, высшего общества и всевозможные антропологические теории). Уроки теории живописи и обрывки травелогов, ой, да мало ли ещё что…

Дело в том, что, во-вторых, книга эта писалась как аргумент в битве классицистов и романтиков (Бейль, понятное дело, был на стороне последних), из-за чего авторская предвзятость нависать над всем текстом, которому постоянно выкручивают руки, поворачивая русло изложения в «правильное», с точки зрения Стендаля, русло.



Но именно об этом, что один идеал красоты устарел, а другой ещё только-только формируется, читать менее всего интересно – это, как и стендалевские брошюры, сравнивающие «плохого» Расина с «хорошим» Шекспиром – удел историков литературы.

Куда интереснее и значительнее наблюдение за процессом становления теории, которой озадачивается молодой и достаточно нахальный дилетант. И которую для нас вырабатывает.

Собственно, книгу эту и можно определить как документ становления взглядов на изобразительное искусство одного, отдельно взятого человека, судящего и рядящего о прекрасном с точки зрения одной, отдельно взятой эпохи.

Кажется, именно этим незаконченным и торопливым (ну, хорошо, летящим) трудом Стендаль дебютировал.
И хотя тираж книги остался нераспроданным, влияние её зело ощущается во всех прочих документализированных трудах писателя.

Особенно – в «Прогулках по Риму», в которые вошли целые теоретические куски из «Истории живописи в Италии».

А кое-что было доформулировано по следам своих теоретических выкладок уже на фактическом материале.

И мне крайне важно, что в своей оценке «великого перелома», который настиг Итальянское искусство на пике Возрождения, Стендаль интуитивно (главный его гаджет) совпадает с тщательным и детально проработанным Рёскиным (а где-то, как в объяснении "осязательной ценности" живописи - с Беренсоном).

Речь идёт об уходе из искусства «живой Веры», уходящей вместе с остатками «ауры».
Ибо аура, как мы знаем уже из Беньямина, сопровождает лишь произведения искусства, так или иначе, связанные с культовыми делами, ритуалами и обрядами.

Этот тонкий и важный момент, по Рёскину приходится на годы жизни и работы двух братьев Беллини (Рёскин говорит о конкретном 1432 годе), коих подлинная Вера ещё захватила, но деятельностью которых исчерпывалась – и началом творчества Тициана, которому религиозные сюжеты являлись только поводом для расположения цветовых пятен.

Стендаль пишет об этом в «Прогулках по Риму» так: «Великий страх, соединяясь с воспоминаниями о любви, которой они со страстью предавались в молодости, породил все те шедевры искусства, которые мы находим в церквях. Прекраснейшие произведения были созданы в промежуток от 1450 до 1530 года; шестьдесят лет спустя жажда славы породила болонскую школу, которая подражала всем остальным, но в эту эпоху уже не было столь девственных страстей. Сомневаюсь, чтобы Гвидо слишком уж верил в святых, которых писал. Искренность, может быть, мешает уму, но я считаю её необходимой для искусства…» (67)

И ещё. «После 1530 года и после Карла V было испробовано всё возможное для того, чтобы унизить итальянский характер…»

Свои самые важные умозаключения Стендаль делает походя, разбрасывая по полям непредумышленных отступлений десятки точёных высказываний.

Собирать их во что-то отдельное – напрасный труд (хотя пару раз я и попытался это сделать): вне притяжения основного текста эти афоризмы так уже не блещут.

Дотошно переписанные обстоятельства биографий двух главных флорентийских Титанов, скрепивших своим гением страну в единое культурное пространство, в памяти оседают (Стендаль не скрывает заёмности всей этой фактуры – воровать факты из чужих книг он приспособился в книгах о Гайдне и Моцарте), а собственные его измышления, сделанные у фресок в монастырях и возле картин в музеях – почему-то нет.

Не зря в самом начале «Истории», в рассказе о творчестве Чимабуэ он вводит понятие «магнетизма», перекликающееся с беньяминским понятием ауры.
Магентизм (личности или текста) – это слишком многое объясняет: дело в том, что я читаю "рукописные" (как бы черновиковые в своей необязательности, художественные, но не беллетристические) работы Стендаля том за томом и всё никак не могу из этого наваждения выпутаться.
Не то, чтобы мне дико нравился Стендаль, но для моих собственных нужд нет ничего лучше этого постоянно плывущего стиля, в котором главное не результат, но процесс погружения в чужую трясину.

В липкий кокон чужих страстей и чужих путешествий по чужим странам.


Locations of visitors to this page




Письма Стендаля: http://paslen.livejournal.com/1710471.html
Дневники Стендаля: http://paslen.livejournal.com/1708151.html
"Рим, Неаполь и Флоренция" Стендаля: http://paslen.livejournal.com/1326878.html
"Записки туриста" Стендаля: http://paslen.livejournal.com/1318436.html
Выписки из дневников и писем Стендаля: http://paslen.livejournal.com/1706055.html
Выписки из "Истории итальянской живописи" и "Путешествий по Риму": http://paslen.livejournal.com/1714970.html
"Путешествие в Италию 1811 года:" http://paslen.livejournal.com/1712221.html
Tags: Италия, дневник читателя, нонфикшн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments