paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Михаил Нестеров В поисках своей России". ГТГ на Крымском валу

Большая, монументальная ретроспектива Михаила Нестерова проходит гораздо более спокойно, чем предшествовавшие ей юбилейные блокбастеры, посвящённые Левитану, Коровину и, например, Ге.

Интересно задуматься почему, хотя ответ на поверхности: живопись Нестерова интровертна по форме и по содержанию, все важные сюжеты в ней проистекают подспудно, без обналичивания ярким фонтаном эмоций.

Уроженец Уфы, Нестеров навсегда оказывается «приклеен» к неброскому уральскому пейзажу (тёмному, гуашево-готическому), лишённому сильных внешних чувств: палитра у Нестерова навсегда и осталась такой, сдержанной и внешне едва ли не скучной.

Хотя Рита, ходившая со мной по экспозиции, постоянно обращала внимание на то, как Нестеров работает с белым цветом, подобно тому, как чукчи видят и называют несколько сотен оттенков снега, Михаил Васильевич последовательно лишает "белое» других цветовых примесей.

Но и не впадает, при этом, в «грязнотцу» или же бесцветность.



Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Для меня эта выставка неожиданно срифмовалась с параллельно идущей в ГМИИ выставкой прерафаэлитов: подобно Нестерову, английские авангардисты (как их теперь предложено называть) занимались поиском и пластическим осуществлением идеала.

Находя опору в идеализированном прошлом: англичане пользовали итальянский Ренессанс, выхолащивая, при этом из своих работ, всю его сокровенную суть; оставляя в наличии лишь внешнюю оболочку полой формы (это хорошо видно если сравнить с их работами непонятно как залетевшую в Белый зал главного здания ГМИИ работу неизвестную широкой публике Боттичелли).

У Нестерова мы видим полюс прямо противоположного отношения: идеализированное прошлое синтезируется из обломков и обмылков старинных артефактов, реконструируется никогда не существовавшее нечто под названием «Святая Русь», чтобы, затем, наполниться каким-то новым, современным Нестерову философским содержанием (не зря же, в конце концов, у него так много портретов мыслителей Серебренного века).

Особенно хорошо видна эта фантазийность и авторское самоуправство на примере эскизов религиозных росписей, которые разместили в самом дальнем конце большого экспозиционного зала, остроумно одев фальшь-стены тесанной древесиной.

Все они очень даже далеки от канона.

Это весьма изысканные и текучие, предельно авторские композиции «вариаций на тему» старинных русских икон, не зря пришедшиеся по сердцу Дягилеву, показывавшему их на выставках наидекадентнейшего «Мира искусств».

Сейчас очень кстати в Лаврушинском переулке ГТГ показывает другую часть эскизов, сделанных для Владимирского собора в Киеве, но уже Виктора Васнецовым, влияние которого над собой Нестеров безусловно признавал и от пряничной цветорадости которого всячески пытался избавиться.

Жаль, конечно, что висят они не в соседних залах: сравнение двух подходов к росписям одного и того же Храма могло выказать массу поучительных моментов.

Как это произошло при экспонировании общих проектов Нестерова и его соавтора по архитектурным решениям – гениального А.В. Щусева.

Особенно эффектно они сотрудничали для надгробного памятника Столыпину, увы, так и не осуществлённого. Для которого, впрочем, Нестеров создал выразительную мозаику с распятым Христом, справедливо посчитав, что среди всех изображений Иисуса, им нарисованных, этот самый удачный.

Что ж, какая страна (культура), таков и идеал: на выставке в ГТГ преобладают женские портреты и есть даже отдельная выгородка, посвящённая «роману в пяти картинах», которые художник писал по темам и сюжету эпопеи Мельникова-Печёрского «В лесах».

Героиня его, подобно Катерине из «Грозы» Островского кончает с собой, бросаясь в реку (всё это я знаю не от того, что такой умный - на выставке весьма хорошо проработаны сопроводительные материалы, аннотации и даже интерьеры храмов, выполненные в 3D графике).

Или же уходит в монастырь – как на соседствующем с «романом в красках» полотне «Великий постриг».

Рита говорит: обрати внимание, на этой выставке, среди трёх сотен работ, ты не увидишь ни одного счастливого женского лица!

Кстати. Год назад я уже смотрел выставку Нестерова в корпусе Бенуа Русского музея и там раздел православных этюдов был значительно меньше, что несколько поменяло акценты двух этих совершенно разных выставок.

В Русском музее акцент был на постепенном рассказывании истории жизни, имевшей несколько чётких периодов, Третьяковка, начинающая экспозицию циклом о Сергии Радонежском, а всю «начальную пору» задвигающая в глухой угол, во главу угла ставит «религиозно-пластические» поиски.

Которые, кажется, не привели ни к чему осязаемому, поскольку были насильственно прерваны переменой инвестиционного климата общественной формации, базировавшейся на безбожии.
Качество живописи Нестерова (а там, в основном беспартийные портреты) резко падает.

Ну, или, скажем, мягче, серьёзно меняется. И нынешняя выставка в ГТГ, в которой портретная галерея дочерей и героев соцтруда идёт встык с «иконописным» разделом.

Русский музей поступил иначе, выказывая постепенность происходивших с художником метаморфоз, зал за залом понижая уровень духовного накала, точно внутренняя лампочка Нестерова начала медленно п(р)отухать.

К сожалению, весьма распространённая история для художников (и не только) первой (впрочем, и для второй тоже) половины русского ХХ века.

Сконцентрировав религиозные сюжеты в локальных пространствах большого зала на Крымском валу (обычно его используют более толково, позволяя при желании буквально, а отнюдь не метафорически окинуть взором сразу весь творческий путь того или иного классика, однако, для выставки Нестерова избрали путь жёсткой логистики, выстроив нечто вроде практически непроницаемого лабиринта, построенного из стен тёмно-болотного (или же насыщенного синего) цвета и похожего на основание определённой искусствоведческой концепции) куратор Галина Чурак вольно или невольно противопоставила, можно сказать, столкнула два этих противоположных начала.

Возможно, кстати, именно поэтому живопись советского периода и показалась мне такой бесполезно размашистой и совершенно растерянной (куда ж нам в своём развитии плыть?): всё-таки, мастерство Нестерова никуда не делось и при советской власти; портреты и даже пейзажи последних десятилетий (из которых словно бы искусно вырезали иноков и купола) могли бы сделать честь любому академику.
Но – только не автору росписей Владимирского собора, Марфо-Мариинской обители и всего того, что осталось от иконостаса в украинском городе Сумы.

К сожалению, музейные войны ведут не только ГМИИ и Эрмитаж, Русскому и Третьяковке, существующим на одном поле, оказывается, тоже есть что делить.

Это значит, что в ближайшее время полноценных ретроспектив мы так и не дождёмся, хотя заявленные в планах на этот и последующие годы монографические показы Гончаровой, Головина и Серова должны делаться, всё-таки, сообща.

Искусство принадлежит человечеству, а не музеям!

Именно поэтому в Русском музее, что вполне естественно, преобладали картины из питерских собраний, в Москве шишку держит Третьяковка, чьи закрома, кажется, неисчерпаемы.

Две юбилейных выставки вышли весьма непохожими друг на друга. Сегодня на Крымском валу многое показывают впервые.

Я обратил внимание на достаточно объёмную картину «На Руси. Душа народа» (мимо неё сложно пройти, она в центре) и недавно отреставрированную «Голгофу», экспрессивность которой крайне необычна для предельно сдержанного, я бы даже сказал «закрытого» нестеровского стиля.

Её как-то странно повесили сборку, возле пандуса, ведущего на второй, сейчас закрытый, экспозиционный зал, будто бы она сюда попала случайно. Точно по ошибке.

Точно это какой-то иной художник, не имеющий к Нестерову никакого отношения.


Locations of visitors to this page

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу
«Ретроспектива М.В. Нестерова в ГТГ на Крымском валу» на Яндекс.Фотках

"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ
«"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ» на Яндекс.Фотках

"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ
«"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ» на Яндекс.Фотках

"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ
«"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ» на Яндекс.Фотках

"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ
«"В поисках своей России" М. Нестерова в ГТГ» на Яндекс.Фотках
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments