paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Карты 1: Пики" Робера Лепажа на Чеховском фестивале. В Цирке на Цветном бульваре

В пьесе, специально написанной для этого спектакля, происходит наложение судеб разных людей, привязанных к одному месту – отелю при казино в Лас-Вегасе.

Истории разных людей переплетаются как в романе Гайто Газданова «Полёт», сериальном мыле или же как в фильмах Гильермо Арриага «Сука-любовь» и «Вавилон», показывая как все мы и все наши поступки влияют на судьбы других, незнакомых, людей.

Безымянный отель показывается насквозь – от жизни в отдельных номерах (разорившийся телепродюссер, не способный совладать со страстью к игре, пара квебекских молодожёнов, солдаты миротворческого корпуса) до самых что ни на есть задворков (обслуживающий персонал кухни и уборщицы, танцовщицы варьете и прочие странные персонажи неопределённых амплуа), перемешанных в единый, все туже и туже затягивающийся сюжет.

Кинематографические ассоциации возникают обязательно – главная формальная задача спектакля заключается в как можно более быстрой и удивляющей смене места действия и персонажей, перетекающих друг в друга.

Точнее, это актёры перетекают из одной роли в другую, как и их языки (английский, французский, испанский) перестраиваясь практически мгновенно и, поэтому, особый эффект вызывают поклоны, на которые выходят всего шесть человек (плюс ещё шесть технических сотрудников показываются ненадолго в люках круглой сцены-помоста).


"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре
«"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре» на Яндекс.Фотках

Эта сцена с вращающимся кругом, работающая даже не как часы, но как компьютер последнего поколения, оказывается отдельным чудом.

Именно её возможности к трансформации позволяют менять не только места действия, каждый раз обставленные особенным реквизитом (бар, игральный зал казино, гостиничные номера разной конфигурации и даже бассейн), но и жанры, в которых проживаются те или иные мизансцены.

Какие-то ударяются в гротеск, некоторые решены мелодраматически. Есть здесь эпизоды, насыщенные линчевской инфернальностью или же китчевой яркостью.

Но главное, что всё это совершается на наших глазах с чёткостью, которая обязана удивлять, уважать и обязательно трогать: «Карты» - это, в первую очередь, крайне честный спектакль.

Здесь играют в открытую, вся машинерия на виду. И, тем не менее, отточенные тренингами современные технологии, прирученные постановщиком, совершают маленькое театральное чудо.

Настолько все эти переходы и перемены, с постоянно нарастающим внутренним ритмом, подсветкой и участием экранов, придуманы и сделаны безошибочно точно.

С большим вкусом мешая разные степени обобщённости характеров персонажа или знакомого всем быта (прохождение таможенного контроля, например, или же общение в баре поздней ночью) с точностью отдельно взятых черт.

Каждая сцена – законченная метафора или же символ, расшифровка которого у каждого зрителя своя.
В этом смысле, Робер Лепаж – крайне современный деятель культуры, рассказывая о творениях которого не имеет смысла пересказывать о чем, собственно, спектакль.

Да хоть о чём. Обо всем. О времени и страсти. О выборе и смерти. О насилии и бескорыстии, любви и подозрительности, убивающей любовь. О глобализации или уровне художественной честности. О мутации нарративных структур и моральных принципах. Об использовании цифровых технологий в театральном деле. О том, как кино способно повлиять на драматическое искусство.

Здесь что интересно: конечно, монтаж помогает кинематографистам сделать фабульное течение более стремительным, отбирая при этом существенную толику непредсказуемости в развитии сюжета.

У Лепажа возникает иная крайность: «монтаж» его «склеек» осуществляется в режиме реального времени, из-за чего зрительское восприятие слегка обгоняет строительство отдельных сцен.

А увязнув в них, решённых по отдельности достаточно традиционно, теряешь ощущение целого. Так до конца и не представляя куда же Робер Лепаж вырулит.

Ибо каждая мизансцена – развилка не только для сюжетных линий, но и содержательного бэкграунда.

Многие критики видят в «Картах» политическую декларацию: де, здесь со всем по-чеховски пока люди пьют чай совершаются невидимые трагедии и Буш-младший объявляет войну Ираку.

Но на мой вкус, политико-военная линия – лишь одна из многих равноправных красок, важных для того, чтобы рассказать законченную историю, показать конченного человека (конченных людей), пришедшего к самоубийству.

Гораздо важнее рассказать про нависающую над сценой-рингом установку, похожую на летающую тарелку.

Предназначение её сугубо техническое – от хранения неожиданно высыпающихся сверху стульев и обеспечения работы видеоэкранов, которые то транслируют телепередачи, то превращаются в игральные карты, а то показывают крупные планы играющих в спектакле актёров – и вплоть до обязанности быть огромным пылесосом, крайне эффектно втягивающим в себя финальный красный сценический дым.

Однако, именно это массивное НЛО делает мир «Карт» особенно законченным, завершённым.

Нависая над сюжетом и протагонистами сюжета, эта штука выполняет роль Судьбы и даже Рока, распоряжающегося судьбами подведомственных ей людишек.

Лишая сцену привычных очертаний (не зря мы идём смотреть Лепажа в Цирк), постановщик надстраивает над ней дополнительную пятую стену, активно влияющую на всё происходящее.
В том числе и на метафизический шов спектакля.

И это кажется мне гораздо более важным чем то почему спектакль, затакт, открывается сценой анального насилия, а завершается в пустыне, куда разорившийся телепродюссер попадает в компании странного, непонятного человека.

И кем был Дик, главный искуситель семейной пары из Квебека.
Нам намекают, что это был сам Дьявол, сумевший провести одну и ту же ночь с женой в гостиничном номере и с мужем за игровым столом, но я склонен верить в случай коллективной галлюцинации.

Каждый видит так, как он дышит. И содержание у каждого своё – тем более в соприкосновении с таким суггестивно концентрированным искусством.

В таких случаях как с Лепажем говорить следует о структуре представления. О том, как сделано, ибо архитектура, в отличие от содержания, она одна на всех.

Именно форма выходит для современного воспринимателя на первый план. Если, конечно, он хочет найти общий язык с другими воспринимателями, оказавшимися рядом.


Locations of visitors to this page

И здесь важно зафиксировать отставание театра как способа передачи художественной информации от скорости восприятия современного зрителя. Его нутряных потребностей.

Высокоскоростной компьютер Лепажа, помноженный на его феноменальную одаренность (придумки и аттракционы сыплются как из рога изобилия и все они ведь в тему! В яблочко!), летает как ракета или комета, а мессидж на выходе оказывается прост и очевиден.

ЭВМ, зависающая над сценической площадкой, мигает огнями и прожекторами, пускает дым и распоряжается экранами (при том, что Лепажа нельзя обвинить в излишней механистичности или увлечённости гаджетами – партитура его на редкость уравновешена; все её составляющие сбалансированы со всех сторон и по всем параметрам), но чем больше в этом раздолье яркости чуда тем меньше спонтанности и импровизации, чего-то непредумышленного и живого.

Как если Лепаж заранее решил, что непредумышленной будет персональная трактовка каждого зрителя.

В «Картах» есть соразмерность. Они не затянуты и идут ровно столько сколько нужно (два с половиной часа без антракта) – а это уже само по себе большое дело: построить точную пропорцию между количеством и качеством информации, но пересматривать их как-то не хочется.

Типа ты про них всё уже понял.

И последнее. К сожалению, в России подобный спектакль невозможен. Может быть, пока это и хорошо.

Другое мнение Славы Шадронова: http://users.livejournal.com/_arlekin_/2597947.html?nc=4#comments

"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре
«"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре» на Яндекс.Фотках

"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре
«"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре» на Яндекс.Фотках

"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре
«"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре» на Яндекс.Фотках

"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре
«"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре» на Яндекс.Фотках

"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре
«"Игры" Лепажа в Цирке на Цветном бульваре» на Яндекс.Фотках
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments