paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Домашнее задание. Как я провел этим летом в Перми

Ниже - текст, состоящий из твиттов, которые я писал в Перми.
Текст этот, кстати, взял Приз зрительских симпатий на литературном конкурсе "Пермский текст в развитии" на фестивале "Белые ночи Перми" ровно неделю назад.

Дмитрий Бавильский
Ван Гог в Перми
Вскрытие приема





• Чт, 20:17: Белые ночи в Перми - это когда все время дождь, из-за чего день съеживается до размеров улицы Ленина. Сырая серость длится с утра и до утра.
• Чт, 20:19: У стен гостиницы "Урал" со стороны фасада ночью включается синяя подсветка. И со стороны красиво и в номере все время тянется предрассветное утро. Белые ночи!
• Чт, 20:21: А сегодня, когда нас повезли на экскурсию, придуманную Курициным, дождя показалось мало и объявили штормовое предупреждение. Настала осень.
• Чт, 21:05: Когда я выезжал, в Чердачинске выкипало лето, но уже в Ебурге нас накрыла гроза и лето кончилось. Началась северная Скандинавия.
• Чт, 21:08: В поезде я читал письма Ван Гога. Где-то после Кунгура потянулись цветущие яблони и груши, хотя в Чердачинске они давным-давно отцвели.
• Чт, 13:18: Ван Гог пишет брату из психиатрической лечебницы "Я заболел как раз в тот момент, когда писал цветущий миндаль..."
• Чт, 13:18: Фото сделано с помощью Инстаграмма: Вид из вагона скорого поезда Челябинск – Санкт-Петербург. Полоса отчуждения с цветущими деревьями.


• Чт, 21:12: Чтоб не промокнуть писатели собирались в путь под гостиничным козырьком. Живописное зрелище: нестоличные интеллектуалы на фоне менеджеров среднего звена в строгих костюмах
• Чт, 21:13: Первыми из нашего микроколлектива я увидел пермяков же Нину Горланову и Славу Букура с большой челночной сумкой.
• Чт, 21:14: Букур сказал: "Будто вчера виделись", хотя мы виделись шесть лет назад. Нина сходу спросила доволен ли я своей женой. Да и кто она. Дождь усилился.
• Чт, 21:20: Потом я увидел кинокритика Сережу Анашкина из Ебурга, которого тоже давно не видел. Он приехал на одном поезде с Антоном Метельковым из Новосибирска. Правда, в разных вагонах.
• Чт, 21:22: Приятный сюрприз. Рядом с Антоном и Сергеем стоит Наташа Санникова из Каменск-Уральска, проезжая который день назад я мысленно передавал ей приветы.
• Чт, 21:24: Бог случайностей услышал меня: Наташа здесь. Анашкин знакомит меня с Антоном, а я их - с Наташей. Поэт Корамыслов из Воткинска представляется сам. Здесь же стоит пермский искусствовед Аня Суворова.
• Чт, 21:25: Ван Гог пишет брату Тео: "Мы можем - что и делали голландцы, - написать какую-то частицу этого хаоса: лошадь, портрет, твою бабушку, яблоко, пейзаж..."
• Чт, 21:25: Фото сделано с помощью Инстаграмма: Писатели на входе в гостиницу «Урал». Вид сбоку.

• Чт, 21:26: Дольше всех ждали Володю Абашева. Курицын сказал, что видел его полчаса назад в Макдоналдсе напротив. "Ой, наверное я открыл страшную тайну". Да ничего, Слава, страшного
• Чт, 21:28: Я сам час назад обедал в том же Макдональдсе. Ничто человеческое. Дождь усиливается. Тут появляется профессор Абашев и мы начинаем грузиться в микроавтобус.
• Чт, 21:31: В руках у Букура с Горлановой - большая сумка с резиновыми сапогами: истинные пермяки они подготовились к экспедиции лучше других, вот и сели на передних сиденьях.
• Чт, 21:33: Еще с нами путешествуют самые прекрасные пермские девушки -Катя Голдобина на штурманском месте, Аня Сидякина рядом с Абашевым и Надежда Баглей из Соловьиного сада (что такое Соловьиный сад мы узнаем позже, а пока организаторы сохраняют интригу).
• Чт, 21:36: На задних сиденьях едут Зина Сарсадских из Сарапула ("Мы с ней представляем Удмуртию", сказал поэт Корамыслов из Воткинска) и Марианна Плотникова из Уфы.
• Чт, 13:14: Ваг Гог пишет брату Тео: "Искусство живописи движется вперёд не так быстро, как литература..."


• Чт, 21:39: Мы тронулись.
• Чт, 21:40: Хотя вот что ещё важно: перед самой отправкой в салон неожиданно заглянула землячка Марианны - девушка, в которой я узнаю своего давнишнего ЖЖ-френда с ником Критикесса
• Чт, 21:41: Критикессу я узнаю мгновенно, так как она часто постит фотографии своих выступлений. Меня Критикесса не узнаёт или застеснялась узнать.
• Чт, 21:44: "Веди себя хорошо и не посрами Башкортостан", - сказала Критикесса Марианне. Усиливающийся дождь нам больше не страшен. Мы в домике.
• Чт, 21:454 Фото сделано с помощью Инстаграмм: Вид на проспект Ленина, сделанный через окно, забрызганное дождем.


• Чт, 21:54: Очень скоро мы выезжаем на бесконечно длинный мост через Каму и интеллектуалы Перми и Воткинска начинают спорить о происхождении речного топонима
• Чт, 21:56: А Абашев замечает просто и романтически: "Кама сейчас особенно хороша. Хороша вот именно как река", после чего все начинают вглядываться в заплаканные окна.
• Чт, 21:58: Мне казалось, что мы пересекаем бурный и непрозрачный Стикс и я уже было решил, что думаю вслух, так как Букур тоже заговорил о Стиксе!
• Чт, 22:00: Оказывается, раньше в Перми была река с таким названием; сейчас ее закатали в водопровод, но номинально, тем не менее, она все еще существует
• Чт, 22:01: Стикс в Перми! Вот оно как. Экспедицию можно не продолжать: самое важное для себя я узнал в самом начале. Стикс, это многое объясняет.
• Чт, 22:04: Тем не менее, мы продолжили путь, пока не приехали в железнодорожное депо.


• Чт, 22:05: Мы же не знаем куда едем. Я почему-то решил, что экскурсия выйдет в ПермьЛаг, где нас так и оставят с дождем вприкуску.
• Чт, 22:06: Ван Гог пишет брату Тео: "Здесь каждый чем-нибудь страдает - кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи..." • Чт, 22:07: Однако, депо. Как щадящий вариант. Но не для всех: увы, ступеньки пешеходного моста над путями оказываются неподъемны для Букура и его жены Нины.
• Чт, 22:09: "Мы там уже были", - говорит Горланова, после чего их писательский дуэт поворотил к автобусу. Мы же, под самым что ни на есть, проливным, потянулись на другую сторону насыпи.
• Чт, 22:11: Меня под свой ярко-алый зонт с картинами Матисса взяла Наташа. У Ван Гога в письмах Матисс не упоминается, как более поздний художник, ни разу
• Чт, 22:13: Но зато Матисса не было бы без Ван Гога. Правда, Наташа сказала: "Это не мой зонт, свой я оставила в гостинице. Зонт с Матиссом мне дала Аня Сидякина..."
• Чт, 22:15: Наташа заселилась в гостиницу за десять минут до нашего отъезда. Она ехала в Пермь на перекладных и не выспалась. На мосту дождь усиливается.
• Чт, 22:17: Еще в школе я написал повесть про город, в котором круглый год не переставая ни на минуту идёт дождь. И горожане никогда не замечают осадков.
• Чт, 22: 17: Ван Гог пишет своему брату Тео: "Во время моей болезни шел мокрый снег, который тут же таял. Однажды ночью я встал и долго любовался пейзажем. Природа никогда ещё не казалась мне такой трогательной и одухотворённой...",
• Чт, 22:18: Фото сделано с помощью Инстаграмм: писательская делегация, пересекающая железнодорожные пути по пешеходному мосту ака по суху.

• Чт, 22:19: Попав в депо, мы пошли в музей железнодорожной гордости, находящийся в одном корпусе со столовой. Рядом расположены две двери: одна в музей, другая в еду.
• Чт, 22:21: Курицын так гордится этим музеем, точно он сам его придумал и осуществил. Тем более, что обычно музей закрыт: посетителей в нем не было уже года три как.
• Чт, 22:22: Курицын любит странные, полузаброшенные места, через которые говорит изнанка или подсознанка места - вот как река Стикс многое говорит про Пермь.
• Чт, 22:25: В музее железнодорожной гордости остановилось время. В отличие от дождя. Стенды и диаграммы, не говоря уж об экспонатах, сделаны в советском стиле: то есть очень уж всерьез.
• Чт, 22: 26: Фото сделано с помощью инстаграмма: Катя Голдобина рассматривает портрет братьев Черепановых.
• Чт, 22:27: После экскурсии к тормозному башмаку и куску шпалы с демидовского завода, мы заходим в столовую, выпить настоящего железнодорожного компота
• Чт, 22:29: Идёт нервный дождь и всем хочется обратно в автобус, однако, Слава настаивает на стакане компота. Каждому! Вспомнился мультик про паровоз из Ромашкова. Вы помните, как он боялся опоздать на целую жизнь?
• Чт, 22:32: Зина из Сарапула купила к компоту ещё и булочки. А поэт из Воткинска Саша Корамыслов предложил всем чокнуться во славу Перми. Скрестить стаканы
• Чт, 22:37: И только искусствовед Аня Суворова загадочно улыбнулась из-под своего зонтика. И компот пить не стала.
• Чт, 22:38: Ван Гог пишет брату Тео: Подобно тому как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или в Тараскон, смерть уносит нас к звёздам..."

• Чт, 22:39: Из депо мы поехали к Триумфальной арке, выложенной художником Полисским из бревен (огромная буква "П" смотрит во все стороны света) и, о, чудо - здесь, у пермского места силы, дождь затихает.
• Чт, 22:40: Арка Полисского стоит в очень правильном месте - между сквером, кварталами и зоной отчуждения, вызванной развязкой, уходящей под железнодорожную насыпь
• Чт, 22:41: Арка Полисского собирает все разноуровневые пласты этой местности в единый кулак, обращая слабость индустриального промежутка в силу космической мощи.
• Чт, 22:42: Фото сделано с помощью Инстаграмма: Писатели наслаждаются прекрасной пермской перспективой, замкнутой на Триумфальную арку, собранную из парящих брёвен.
• Чт, 22:44: Наташа Санникова говорит мне тихонечко: «Тебе не кажется, что эти бревна напоминают сигареты? Точнее, бычки?»
• Чт, 22:46: Ван Гог пишет брату Тео: Наш первый долг - познавать прекрасное и восхищаться им для самих себя, а не учить этому других...",


• Чт, 22:47: Писатели высыпают из автобуса и разбредаются меж «трёх сосен» точнее четырёх мощных деревянных столпов, расписанных местными жителями буквами в духе -"Здесь был Йося и Киса…."
• Чт, 22:49: Тем не менее, эти скромные граффити воспринимаются не как вандализм, но знак внимания и даже любви - в попытке обжить нечто грандиозное и всем не сразу понятное
• Чт, 22:50: Курицын, стоя посредине Арки, объясняет про связь Гельмана с космосом, называя ее лифтом и даже порталом. Тогда я говорю :"Слава, не затаптывай шахту, а то не сработает…"
• Чт,22:51: Пока Слава машет руками, а экскурсанты рассматривают граффити, мы с Наташей идём фотографироваться у соседней скульптуры, слепленной из машинных шин
• Чт, 22:53: Черный ком, выше человеческого роста, слепленный из отработанных покрышек, волочет в сторону от Арки, не менее черный, жуткий жук-скарабей.
• Чт, 22:53: Фото сделано с помощью Инстаграмма: На фоне чёрного жука, слепленного из автопокрышек, Арка Полисского теряет в размерах.

• Чт, 22:55: И только Горланова не вышла из автобуса, сказав, что они с Букуром в хорошей творческой, но не физической форме. Букур, тем не менее, вышел со всеми.
• Чт,22:57: Когда Букур вернулся, Нина стала расспрашивать его про граффити, сделанных на триумфальных брёвнах, бегло записывая наблюдения мужа в блокнот. Таков ее творческий метод.
• Чт,22.00: Надо сказать, что муж вернулся к жене не с пустыми руками. Больше всего Букура задела надпись про то, что, мол, если ты не голубой, пририсуй к нарисованному поезду еще один вагончик. Слава сказал, что вагонов на Арке нарисовано много
• Чт,23:01: Букур тут же радостно поделился этим открытием с Ниной и всеми нами, а я подумал, что зря он это делает, давая конкурентам прекрасную идею.
• Чт,23:03: Вот что значит быть в хорошей творческой форме и не бояться конкуренции. "Не переживай,- сказала Нина Курицыну,- мы все напишем и без пригляда…" Мол, мастерство не пропьёшь.
Ван Гог пишет брату Тео: "Ах, я тоже должен научиться рисовать фигуру несколькими штрихами. Этому я посвящу всю зиму. Вот тогда я смогу взяться за бульвары, улицы и другие сюжеты…"


• Чт,23:06: Как только мы залезли в автобус и отъехали от геокосмического портала, дождь возобновился с удвоенной силой, а нас привезли к психбольнице
• Чт,23:07: Ван Гог пишет брату Тео: "Помешательство в известном смысле благотворно - благодаря ему, возможно, перестаёшь быть исключением..."
• Чт,23:10: Фото сделано с помощью Инстаграмма: Крупным планом табличка «посторонним вход воспрещён», повешанная на гнутый шлагбаум. Идёт проливной дождь. Марианна Плотникова выглядывает из-под зонта.
Чт,23:16: Ван Гогу тут бы понравилось: заброшенный заросший одичалой зеленью городок из пары десятков заколоченных зданий эпохи модерна возле автовокзала
• Чт,23:17: За кривым забором громыхает громкоговоритель, шумят магистрали, а здесь разлагается и красиво гниет старинная жизнь. Идеальная декорация для триллера
• Чт,23:18: Абашев и говорит: "Между прочим, прекрасное место для сюжета Стивена Кинга." Уточняю: "Или же для Пастернака? Чем ближайший корпус без крыши не дом Лары?"
• Чт,23:27: Ван Гог пишет брату Тео: :"Мы, вероятно, рождены не для победы и не для поражения,а просто для того, чтобы утешать искусством людей или подготовить такое искусство..."


• Чт,23:29: И мы разбредаемся по заросшим улочкам больничного городка, бродим, не взирая на осадки и густые заросли, скрадывающие усталость места.
• Чт, 23:30: Такого красивого и одухотворенного парка с массой стильных построек я не видел нигде. Если по уму, это надо не разрушать, но восстанавливать
• Чт,23:33: Умное государство способно превратить это место в эксклюзивный музейный или гостиничный аттракцион мирового уровня - что так давно хочет Пермь
• Чт,23:34: Дело даже не в том, что этот заброшенный парк - памятник истории и воплощенный гений места, но в том, что он может принести массу дивидендов
• Чт,23:35: Вложившись и отреставрировав, парк этот с деревянными особняками можно превратить во что угодно - от киностудии до, окей, элитных коттеджей
• Чт,23:36: Фото сделано с помощью Инстаграмма: Одичалые липовые аллеи с фрагментами тел деревянных зданий. Антон Метельков пролезает в щель в покосившемся заборе, подпираемом автомобильной покрышкой. • Чт,23:38: Несмотря на дождь, мы кружим и кружим по аллеям больничного городка - уходить из этого великолепия не хочется. Ван Гогу здесь определённо бы понравилось.
• Чт,23:39: В письме брату Тео он пишет: "Во мне живёт надежда, что при тех познаниях в моем искусстве, которым я обладаю, мне со временем удастся работать даже в убежище...."

• Чт,23:40: Это была бы красивая точка нашей экскурсии, но Курицын снова позвал нас в дорогу, выполнить еще один, на этот раз общественный долг.
• Чт,23:41: Рассекая волны ливня, отправляемся в Соловьиный сад, как сами местные жители называют этот стихийно сложившийся парк на одном из холмов.
• Чт,23:42: Когда-то здесь, среди оврагов, текла захламленная свалками и строительным мусором, маленькая локальная речушка Уинка, двоюродная сестра Стикса.
• Чт,23:44: Еще в автобусе, Надежда Баглей с горящими глазами принялась объяснять, что некоторое время назад наиболее продвинутые горожане "перехватили инициативу" и принялись очищать это урочище от мусора
• Чт,23:45: "Ведь здесь поют соловьи, понимаете? Живут они в Африке, а сюда прилетают гнездиться. Но они не могут петь в другом месте, лишь у родного гнезда…"
• Чт,23:46: Активисты начали с уборки мусора, окончательно отвоевав местечко у потенциальных застройщиков; затем начали высаживать здесь кусты и деревья, цветы, прокладывать из облагороженного подручного материала мостки и дорожки

• Чт,23:48: Студенты проходят в этом, некогда заброшенном месте, практику. Орнитологи составляют карту обитания соловьев, ставшую общегородской
• Чт,23:49: Несмотря на проливной дождь мы бродим здесь, на краю обычного микрорайона, больше часа. Самые смелые, Антон из Новосибирска и Саша и Воткинска, спускаются по мокрым ступенькам, вслед за Баглей, к ручью.
• Чт,23:50: Ван Гог пишет брату Тео: "Вещи приходят в упадок и ветшают, а вот кузнечики остаются теми же, что и во времена так любившего их Сократа. Стрекоча здесь же на древнегреческом языке..."
• Чт,23:51: Фото сделано с помощью Инстаграмма: Мокрый овраг с мокрыми людьми, на верхушке которого стоит экскаватор с задранным кузовом. С веток цветущей сирени капают капли дождя.
• Чт,23:52: Ван Гог пишет брату Тео: "Дни здесь всё ещё чудесные; будь они всегда такими, для художников здесь был бы даже не рай, а нечто большее - настоящая Япония..."
• Чт,23:53: Саша из Воткинска с грустью и непонятной горечью, констатирует, что в Перми уральское время, а в соседних городах действует уже московское.
• Чт,23:54: Местные Аня и Катя подтверждают, что физически им удобнее жить по-европейскому времени и бессознательно они и их биоритмы ему, таки, соответствуют.
• Чт,23:55: Видимо, это какая-то их важная пермская тема. Я же на свой лад и сугубо про своё подумал, что несмотря на несмываемое тавро советских времен, Пермь - европейский город.
• Чт,23:56: Фото сделано с помощью Инстаграмма: «Ротонда» работы архитектора Александра Бродского, выставленная в фестивальном городке.

• Чт,23:56: На нашем чердачинском гербе не зря нарисован верблюд: с каждым годом "столица Южного Урала", как её величают местные журналисты, все сильнее напоминает один сплошной караван-сарай.
• Чт,23:57: Просто мы всю жизнь воспринимали себя "окном в Европу", хотя, на самом деле, смотрели в противоположном направлении. В пески южных степей.
• Чт,23:58: Не знаю, что думают о себе екатеринбужцы, но мы-то, со своим казахским подбрюшьем, уже точно настоятельная Азия. Дремотная, суконная.
• Чт,23: 59: Кто-то из девушек сказал, что начало лета в Перми всегда выдается особенно дождливым. Выходит, что фестиваль "Белые ночи"- хитро замаскированная провокация.
• Чт,24:00: А вот мне уже кто-то из пермяков отвечает в Твиттере: « Да в Перми иногда целые года выдаются особенно дождливыми». Пермяки жжгут! Причём не только работы Бродского!
• Пт, 00:01: Такой, значит, вызов логике места; такая, следовательно, отчаянная попытка перебороть его медвежью породу, на самом деле, пытаясь идеально соответствовать гению Края, целиком и полностью посвященного переменной облачности.





Инстаграфика:
1. Музей в железнодорожном депо: http://paslen.livejournal.com/1677970.html
2. Арка Полисского: http://paslen.livejournal.com/1678569.html
3. Бывшая психиатрическая лечебница: http://paslen.livejournal.com/1676106.html
4. Соловьиный сад (бонус: портреты участников): http://paslen.livejournal.com/1677212.html

Tags: twitter, Пермь, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments