paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Нестоличное время

В железнодорожном депо, когда после посещения музея трудовой славы пили компот в столовой по соседству, возник разговор о времени. Все же съехались на фестиваль из окрестных городов, от Сарапула до Ебурга, так что каждому есть чего сказать.

А тему завел поэт Карамыслов из Воткинска: перед картой железных дорог Пермского края он горько сетовал на то, что по плану царского правительства новая дорога на Пермь должна была идти через Воткинск. Однако, этот разработанный проект, так и не осуществился. Воткинск остался в стороне. Хотя время у них там, на границе двух областей, уже московское, тогда как здесь, в Перми, впрочем, как и в Чердачинске со Свердловском, местное.

И хотя, если судить по поэту Карамыслову, Воткинск во многом ориентируется на Пермь, а не на ближайшую Удмуртию, есть у воткинчан собственная гордость - столичное время.

На это кто-то из пермяков, кажется Аня Суворова, или, быть может, Надежда Баглей из соловьиного сада, заметила, что физически пермяки, все-таки, тоже живут по европейскому времени. Оно им естественнее. Удобнее. Несмотря на северный феномен белых ночей.

Точно! Я эту разницу всем телом чувствую, начиная от ступней и икр, волнующихся от бродилок по холмам, и вплоть до кровяного давления, кидающегося внутри головы металлическими подушками.
Несмотря на удлиненный день и отсутствие ночи (фасад гостиницы "Урал" подсвечивают голубой иллюминацией, из-за чего, если стемнеет, кажется, что рассвет уже наступил) график жизни сдвигается к полудню. Несмотря на поздний завтрак и отсутствие важных дел.

Записывать нужно, конечно, по горячим следам. Перебарывая лень и усталость. Уже к утру впечатления заветриваются, вытеснятся суммой менее значимых, но, зато, постоянных. Дрейфуя в сторону общих слов. Увы мне, слаб человек.

Вчера ходили с Наташей в Музей современного искусства на Речном вокзале (мимо шумных свадеб на набережной) и оба ошалели от роскошной выставки художников из городов "Культурного альянса".

На первом этаже Нижний Новгород, Ебург (соседей почему-то совсем мало). Ижевск, Самара (э, почему нет Веревкина?!). Уфа, Тверь. Тольятти. Набережные Челны. На втором - Питер и Пермь.

Наташа впечатлилась потому что в своем Каменск-Уральском лишний раз не хочет из дому выйти; я же по прямо противоположной причине. После всех своих насмотренных европейских вояжей, утыканных контемпорариями точно Макдоналдсами, странно видеть искусство рукодельное, хорошего технического качества. Свежее и действительно актуальное.

Выставки Барселоны и Бильбао забиты почеркушками и грудами мусора.
Нынешние артисты, кажется, разучились работать с карандашами и кисточками, не столь различны меж собой. В лучшем случае оживляя тоску музейных степей видеопроекциями и готовыми редимейдами. Компьютер заменил им все.

В Речном мы увидели искусство, возникшее не от пресыщенности, но от чувства голода, искусство одиночек, выживающих вне теплиц столичной тусовки. Искусство как единственно возможный способ выживания. Самосохранения.

То, что начиналось, сделанное на коленке, русским бедным, разрослось и заколосилось зрелым урожаем. Внятным и самодостаточным. Изысканным и лишь слегка, немного терпким.

Плюс, сама выставка хорошо сделана - почти нет проходных работ, привлечен ныл по разно рядке или из жалости. Никаких скидок на провинциальность. Никакой политкорректности. А занозистая харизма, присущая русскому бедному зацвела ярким и сочным профессионализмом. Влияния, разумеется, видны, но они переосмыслены и не определяют.

Щепочка внятного сюра, немного соц-Арта и неоклассики. Аккуратная, но, при этом, монументальная абстракция. Грамотные, пространстве его выверенные инсталляции, организующие, а не замусоривающие пространство. Роскошная деревянная скульптура и остро умные лайт-боксы.

И море суггестии. И реки метафизики, между прочего, проясняющие страну происхождения: метафорически работающие с теми городами, откуда вывезены.

Оформлено все древесными боксами, внутри которых и разместились автономные экспозиции отдельных городов. Лаконично и стильно. На уровне мировых (окей,европейских) стандартов.


Locations of visitors to this page

После музея прошелся по фестивальному городку. Дождь пролился и прошел, тропинки заполнились пермяками и гостями столицы. Обычно в таких случаях пишут про огромное количество светлых и одухотворенных лиц, но здесь все на особицу. Есть масса "реальных пацанов" и не менее реальных девчушек (при том, что напротив фестиваля, на другом краю эспланады, невольной альтернативой, проходит не менее людный фестиваль уличного баскетбола), но много родителей с детьми, фланирующих парочек, пенсионеров. Для горожан все это становится естественной частью досуга, втягивающего в свою орбиту все новых и новых свидетелей. Здесь становится очевидно, что искусство воспитывает людей (способно воспитывать) не только в музеях и Выставочный залах. Гораздо действеннее распыление актуалки в естественной среде обитания. Хотя бы тем, что расширяет оптику, учит вниманию и вежливости. Пока - под надзором полиции и сотрудников охраненных предприятий (которые, между прочим, тоже люди и тоже учатся расширению границ восприятия), но лиха беда продолжения.

Tags: via ljapp, Пермь, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments