paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Бсн. Непрерывность парков


Что такое парк, помимо того, что он - экологическая и биологическая отдушина, повышающей стоимость припаркованного жилья?
Что такое парк с точки зрения градостроительной привлекательности для стороннего человека, странника или туриста?

Создание события на пустом, практически, месте; возможность выхода вовне или же, напротив, входа, нуждающегося в минимальной архитектурной коррекции, а так - состоящего из одного лишь усердия и «усидчивости». Общей дее- и трудоспособности.
Пространство, где за деревьями не видно леса жилые или общественные кварталы.
Нарушение регулярности, создающее пунктум, запинаться о который особенно приятно.

Дело даже не в самой возможности отдохнуть.
И даже не в неограниченном влиянии биодизайна на подсознанку (а воздух, сам воздух, соединяющийся здесь в жгуты «парфюмированных композиций»)…

…мне важно само это перераспределение городской тяжести, разгружающей отёки промышленной геометрии с помощью рядов кустов, фонтанов шутих и теней, создающих собственную углублённую в поверхности реальность.

Мне важна эта ненавязчивость культурного присутствия с художественным, в том числе, выхлопом. Без малейшей надсады.
Легко и непринуждённо, двумя-тремя точёными штрихами.

Для запуска музея нужны коллекции и дополнительные вливания; парк, становящийся ещё одной линией достопримечательностей, однажды запускается на орбиту собственного развития волевым усилием городского планового хозяйства, разыгрывая карту местности в ином темпоритме: отныне он позволяет спотыкаться восприятию раза в два чаще.

Сменой «поэтического размера» парк (сад, сквер) автоматически включает актуализацию высказывания, выстраивая отношения с пространством с какого-то дополнительного, ещё одного, ракурса.


Барселона важна, конечно, улицами и музеями, шедеврами модерна и проспектами, постоянно копящими энергетические запасы, однако, кажется, главными тайниками прелести и укрепления иммунитета мне в этот раз показались парки.
Зелёные озёра главных барселонских достопримечательностей, глядящих в открытые окна, выходящих, в конечном счёте, в открытый космос набережных и пляжей.

Постоянно ловил себя на том, что сюда, под сень стремлюсь сильнее, чем в музеи или творения Гауди.
При том, что особого удовольствия на вытоптанных туристами тропах в Парке Гуэль или же в Сиютаделе не испытывал.

Хотя и там мне было хорошо (мне везде хорошо).

В Парке Орта, где лабиринт-кинозвезда из "Парфюмера", мы побывали ещё в прошлый свой заезд (как и в парках дворца Педралбес, весьма похожего по духу и букве на Орта), теперь же моими главными героями стали парки Побленоу.

Во-первых, Центральный его парк, сконструированный Нувелем на вырост (и решённый в виде портала, выводящего человека за скобки привычного пространства), а так же, во-вторых, Парк Диагональ де ла Мар с лабиринтами гнутых трубок, распределяющих невидимую воду….

(эти гнутые-выгнутые металлические, сами разбрасывающие себя, коленца, создающие мнимый хаос, между прочим, важнейший скульптурный лейтмотив города, отсылающий то ли к волнам морским, то ли к жирным контурам Миро. А, может быть, к проволочным взрывам у спортивного комплекса Палау Сант Джорджи, построенного Арата Исодзаки рядом с Олимпийским стадионом)

О парках Монжуика, террасы и каскады которых выглядят как мой персональный рай, вообще-то следует говорить особо (Сады Коста и Льобера, Сад Хасинта Вердагера, Ботанический Сад-Институт, специализирующийся на флоре пяти климатических зон мира, приближенных к условиям Средиземноморья, Парк Фундасио и пространства, окружающие древнегреческий амфитеатр).

Как и о двух парках, живущих по другую сторону Площади Испании. Первый украшает мозаичная скульптура, исполненная по эскизам Миро (там же расположена и библиотека его имени, не путать с Фондом), второй, что чуть дальше, Индустриальный Парк у Центрального вокзала с фигурами затейливых конфигураций, отсылающих к мобилям Калдера (ещё один важный жанр средиземноморской [впрочем, не только] скульптуры).

Как и о локальных зелёных территориях (все они имеют названия, неповторимый рисунок, набор тщательных артефактов) с тоннелями и переходами, мостками и обязательной водой в запрудах и в фонтанах, отделяющих город от цепочки пляжей, смягчающих действие напряжённых автомобильных трасс, хотя и полуспрятанных перед Олимпиадой под землю, но, тем не менее, нуждающихся в нейтрализации (компенсации, реабилитации).

Рядом с домом, в котором я жил, раскинулся небольшой Парк Прав Человека, с главами Декларации, выбитыми на внутренней стороне металлических пеньков, похожих на пепельницы в стиле хай-тек.

Барселонские парки вырастают из модернистских принципов организации публичных пространств, хотя и противоречат минимализму их крупных планов с залитыми асфальтом и бетоном территориями (давящими в безлюдье своей белой пустой), внутри которых, как в лунки, высаживают отдельные пальмы, платаны или миндаль.

Ещё до недавнего времени парки создавались, согласно традиции, подобно книгам, которые следовало читать, теперь же, как кажется, их создают точно инсталляции, смешивая разные носители и жанры.
В одном таком парке со скульптурами, вписанными в ландшафт на кромке «Испанской деревни» мы были четыре года назад, в другой – де ла Креута дель Соль с искусственным водоёмом внутри старинного карьера и скульптурой Чиллады, посвящённой Нарциссу (около 50 тонн, как-никак) и подвешенной на тросах прямо над бассейном, я съездил в один из последних своих барселонских дней.

Потом, как-нибудь выложу фотографии этого неспокойного ландшафта, по которому я лазил пару часов, забравшись по горным тропкам среди колючих цветочных кустов, куда-то на самую ветреную верхотуру, откуда, вдруг, распахнулся замечательный вид на складки барселонского севера.

Парков, зелёных площадок, рощ, окультуренных промежутков и облагороженных дворов здесь так много, что кажется граница между живой и неживой природой размыта – совсем как в актуальной архитектуре, всё чаще и чаще работающей с бионикой, метаболическими и «умными» зданиями нестандартной конфигурации.

Центробежные, они разбегаются по жилым углам, перефразируя Жданова, «удачный фоторобот града на верхах…»
Там, где нам кажется, что карту разъедает экзема, в реальности всё оказывается ровно наоборот: урегулированный Серда геометрический негатив, наконец, превращается в поле/в поля позитива.




Locations of visitors to this page




Некоторые парки на официальном сайте министерства туризма: http://www.barcelonaturisme.com/Parks/_3Ngb8YjSpL1WFZzr8h4hs-E6-YYPsAMjObhiT7afsBI
Tags: бсн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments