paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Главное - участие

Только в этот свой приезд добрался до Олимпийского стадиона, точнее, его каменной эспланады, окружающей башню работы Калатравы: в острых лучах заходящего солнца выглядит она оммажем Вутетичу.
Впрочем, то, что Калатрава вдохновлялся Родиной-Матерью с Мамаева кургана я решил еще "утром" (то есть, в обед), когда ждал ВМ возле поликлиники.

На фотографиях видел все и по частям, но только реальная ориентация на местности способна сложить в голове пазл новой информации.

Гранитные ступени. Оранжевые столбы. Скульптуры из гнутой проволоки. Фонтаны. Округлые галереи, замыкающие ансамбль панорамой города. Сам олимпийский стадион, построенный поверх более раннего стадиона. Неохаризматичные купола Музея Каталонского Искусства. Сады с табличками и зонами wi-fi, несмотря на ландшафтный провал (мы ж на горе, все-таки) транслируют благоухающую хвоей и цветочными кустами идею непрерывности, преемственности развития.

Столица непуганного модерна, Барселона, кажется, единственный пример того, как весь этот пряный, перезревший декаданс почти без потерь (временных, поколенческих) перешел в модернизм.
На всех этапах развития порождая диковинные цветы преемственности: огромная тарелка, внутри которой Калатрава поставил свой белый тотем, выложена кусочками белой мозаики совсем как объекты Гауди.

Я так и вижу, буквализируя метафору, как перезревшие стебли арнувошных цветов постепенно высыхают. Становятся ломкими и прозрачными.
Из вялых, но теперь особенно изогнутых бутонов, похожих на городские фонари в районе Грасии, выпадают не горошины семян и не энергосберегающие лампочки, но декоративно-прикладные идеи, обеспечивающие любой улице повышенную, эстетически совершенную, складчатость.

Гениальные имена, превращенные то ли в люксовые бренды, то ли в бесстыжие туристические аттракционы легко распределяются по времени с возможностью передачи эстафетной палочки.
Все те же, отдувающиеся за своих менее известных сородичей Гауди и Пикассо, продолженные Миро и завершенные Тапиесом, смерть которого в 2009, собственно, и подводит черту под модернистским проектом.

Дело даже не в том, что ар-нуво здесь слишком много (хорошего много не бывает), но в постоянном расширении возможностей [архитектурного, хотя, на самом деле, какого угодно - от эстетического и идеологического до бытового] горизонта.

Гуляя по пляжу мы с дамами посмеялись над властями города, получившими к Олимпиаде массу странных и неоднозначных объектов.
Проволочных скульптур или, вот, четыре поставленных друг на друга бетонных ящика Реббеки Хорн.
Понятно же, что полная хня, лишь со временен распустившая аромат суггестивных смыслов.
И, таким образом, став одним из символов города.
Но какой степенью толерантности и доверия нужно было обладать чиновникам, принимающим у создателей нечто, выходящее за рамки их представлений о прекрасном.

Художники, обгоняющие время - здесь, в Барселоне, такая же пошлость как разговоры про женские типы Альмадовара.
Немедленно снимай всю накипь, наваливающуюся на язык: реальность сложнее, складчатее. Но...

...какими могли быть наши собственные города, если бы их выращивали последовательно и неторопливо, точно растение?

И еще одно важное открытие сегодняшнего дня, про которое я и так знал; точнее, догадывался, но пока не забрался на Монжуик, не убедился в этом окончательно: олимпийский парк незаметно (неторопливо) сползает к городу мертвых, куда мы уже ездили с ВМ четыре года назад (все-таки без Альмадовара тут не обойтись) по следам "Все о моей матери". [жаль не умею ставить с телефона ссылки, а то бы вставил]

Кладбище медленно разрастается под шум моря, постоянных самолетов и фонтанных запруд, тогда как Олимпийские стадионы...
Нет, запущенными или постепенно разрушающимися они не выглядят, все-таки за ними тщательно следят, ходят, туристов здесь даже в марте больше чем на Красной площади, но отчетливо и без переводчика понятно, что время модернизма (см. предыдущий пост о выставке в Бильбао) безнадежно ушло. И судьба точно постоянно сжимающегося в объеме Фонда Миро по соседству ровно об этом.

А победы никто и не обещал. Не обещает.

Posted via LiveJournal app for iPhone.

Locations of visitors to this page
Tags: via ljapp, бсн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment