paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

В Ла Педрера (Каса Мила)

Допустим, это конкретное пространство важно почувствовать не корой, но подкоркой. В подвале (Педрера - первая работа Гауди с персональным паркингом) никакого озарения не снизошло. Как бы к себе не прислушивался, пришлось подняться на чердак.

Хотя отчего же "пришлось", если там, в темноте кирпичных сводов с нарочно слабой подсветкой, образующих позвоночники галерей, раскидана основная экспозиция. Макеты зданий, биографические фильмы, модели мебели, зеркала. А еще главный аттракцион - ход на крышу, где терраса с панорамой и печные трубы в виде незрячих стражей в шлемах.

Но сегодня дождь, терраса закрыта. Вода льет внутрь внутреннего дворика, похожего на перевёрнутый колодец, собирающий небо. Вода льет на все его неровные шедевральные поверхности. Протекает на экспозиционный чердак, свернутый в круг. Н. и И. потерялись сразу на входе, пока мы с ВМ ходили в эксклюзивный подвал.

ВМ потерялась чуть позже, сгинув в ответвлениях модернистского кишечника. Я остался один, совсем один. Сначала сделал пару кругов, оббежав последний этаж по часовой стрелке. Затем против. ВМ нигде не находилась. Зато я стал чувствовать, что с каждым кругом галереи становятся будто бы уже и ниже. Сужаются - и, если сделать еще пару кругов, придавят затылок.

Это не было приступом клаустрофобии. Скорее, это вышел, во всей своей наглядности, механизм привыкания. Когда знакомый "материал" перестает привлекать дополнительное внимание, актуализироваться. Из-за этого пространство сужается; как бы стягивается.
Затылок лучше всего затягивается в новое место - пока оно не обжито и не вписано в расписание, сначала внешнее, а, затем, и внутреннее.
На "новенького" родничок точно пробуждается; становится чувствительнее и будто бы ближе к поверхности черепа. Непосредственно предшествуя волосам и более уже, кажется, ничему. Здесь-то и следует остановиться; прислушаться. Главное не спугнуть чувство, похожее на пугливое и неприрученное животное. Скажем, на лань.
Но дело в том, что ВМ, обошедшая выставку этажом ниже, вновь поднимается на чердак. Возникает в проеме с электронной книжкой в руках. И мы начинаем обсуждать как бы нам найти И. и Н., так как, несмотря на дождь, есть планы (ресторанчик в Грасии). И вообще. ВМ звонит Марии, узнает их телефонные номера, московские и барселонские, рассылает смски.
Через какое-то время И. появляется вместе с Н., как ни в чем не бывало. Они искали нас с ВМ с другой стороны Педрера, почему-то принимая чердак за подвал. Они тоже нервничали и не отдали должного всем обыденным чудесам Гауди. Как следует не посмотрели выставку. Теперь нашли. Теперь черед Гауди. Им нужно время. Надо подождать, пока они не сделают круг. ВМ садится к экрану с биографическим фильмом, гоняемым по кругу.
Мне же, проведшему во чреве чердака более всех, уже не до выставки. Знакомой еще с прошлого раза. И пока дамы путешествуют по модерну, отхожу к окну. За узкой бойницей (а Гауди навтыкал в кирпичную стену десятки разномастных окон) дождь весело лупит щелбаны по шедевральной крыше. Видны посеревшие окрестности. Кажется: время остановилось и только дождь продолжает длиться.
В другом окне видны чешуйчатые скульптуры каминных труб: чудища крыши. В третьем - стены внутреннего двора, заливаемые водой.
У первого окна мне понравилось больше. Оно объемнее и не занавешено защитной пленкой. Крыша и окрестности видны здесь в полный рост.
Пока наши знакомые углубляются в архитектурные детали (И. работает в музее, Н. - писательница) смотрю на то как дождевые капли проживают короткие жизни. Падают, вытягиваются, пропадают.

Мне кажется, тут я и понял: в путешествии главное не план, а отступления от него. Незапланированные остановки, ожидание потерявшихся спутниц или туристического автобуса по дороге в Монтсеррат.
Туристические галочки остаются в памяти статичными слайдами. Подлинное вещество путешествия, навсегда закладываемое на антресолях бессознательного, состоит из пауз и провисаний, коротания времени у окна с дождем. Из вынужденных медитаций. Из жирной, зияющей пустоты.
Совсем как в жизни.

Усталые, но довольные Н. и И. сигнализируют, что можно идти к выходу. Светски спрашиваю видели ли они следы пальцев на некоторых кирпичах, создающие таким, нехитрым способом, узор, практически незаметный в темноте?
Нет, они не видели.

Posted via LiveJournal app for iPhone.

Locations of visitors to this page
Tags: via ljapp, бсн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments