paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Письма Льва Толстого 1888 - 1910

Последние десятилетия письма становятся короче, но их становится больше, много больше: чем ближе к смерти тем чаще Толстой отвечает «единоразовым» респондентам, спрашивающим у великого старца совета или хулящим его за неследование собственным убеждениям (чемпионом здесь - последний, 1910-ый).

В какие-то моменты переписка Льва Николаевича становится интереснее и предпочтительнее его очень уж интровертных дневников: пульс её учащается в моменты кризисов и исторически значимых событий, а так же медийных флуктуаций.

Скажем, в переписке гораздо больше реакций на революционные события 1905-го года (писатель обязан их обсуждать с друзьями и просителями, тогда как сам-на-сам может пропустить эти события как незначительные, точнее, однозначные, чужие, чуждые): именно из писем узнаешь, что Толстой не особенно симпатизировал революционерам, впрочем, как и роялистам-охранителям, предпочитая существовать наособицу. Отдельным историко-культурным субъектом.

Из письма А.А. Толстой от 22.04.1884 (XIX том, стр. 36 – 37): «Одни – либералы и естетики считают меня сумасшедшим или слабоумным, вроде Гоголя; другие – революционеры, радикалы считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня диаволом…»

В отличие от монохромной стилистики дневника, письма писателя выгодны монтажными стыками: каждое последующее письмо, обращённое к новому (или же к старому) знакомцу слегка корректирует агрегатное состояние авторского стиля, постоянно перещёлкивая эмоциональный тумблер.


С другой стороны, письма Толстого своей принципиальной неокончательностью (листочки на дереве, иголки на сосне) весьма отличаются, скажем, от писем Чехова, где каждое отдельное послание выделано так, чтобы выглядеть отдельным, законченным текстом – переписку Льва Николаевича следует воспринимать в контексте, изнутри всего эпистолярного корпуса, целиком, как она, вероятно, неосознанно и была задумана.

И если читать письма в причинно-следственном порядке, замечаешь странную закономерность, сближающую времена конца XIX и начала XX века с нынешними, такими же реакционными, неопределенными, промежуточными, никуда-не-ведущими.

Дело тут даже не в реакциях Толстого, ко многим событиям русской общественной жизни относившимся с позиции остранения и здравого смысла, но в информационных поводах к тем или иным письмам – с нелепыми преследованиями людей, распространявших тексты писателя (за что их преследовали, высылали и выселяли, при этом даже намёком не трогая прижизненного классика), с враждебной народу политикой «разделяй и властвуй» над неграмотной толпой…

…позиция и риторика Толстого в политических и нравственных вопросах выглядят крайне современной и в этом он обгоняет уровень современного ему сознания.
Однако стоит перейти писателю к разговору с близкими (женой, детьми, родственниками, близкими друзьями) и внутри писем начинает накапливаться вязкая синтаксическая мокрота неопределённости и неуверенности, прикрываемых занятостью и всеохватной мудростью.

Люди добровольно капитулируют перед многократно возгоняемой харизмой, начиная дрейфовать в сторону чужой воли – и это особенно показательно в истории с психозом Софьи Андреевны, которая, в отличие от многоопытного интеллектуально подкованного знатока человеческих душ, никакой защиты не выставляла (да и чему сопротивляться? Кому? Мужу и отцу всех её детей?), оттого и была, в конечном счёте, раздавлена инерционным движением этого могучего катка, соединяющего реального человека с медийным ореолом вокруг.

Хотя ещё в середине 80-х годов Толстой пытается лукавить, прежде всего, самому себе: из письма А.А. Толстой от 22.04.1884г.:

«Вы говорите, что я учительствую. Милый друг, это ужасная неправда. Я считаю, что нет человека убеждённого, верующего, менее склонного к учительству и менее учительствующего, чем я. Пожалуйста, вникните в то, что я скажу, и не горячитесь, а поверьте. Я верю (вера моя дурная – это всё равно). У меня есть семья, дети, друзья, к несчастью есть ещё публика русская, которая интересуется моими взглядами на жизнь. Скажите, пожалуйста, что мне делать? Не высказывать своих взглядов, пока они не установились, пока я не знаю твёрдо, что я так верю и умру в своей вере и за свою веру? Я точно так и делал. Теперь же, когда я верю всеми силами души в то, что я считаю истиной, что мне делать, когда у меня спрашивают, во что я верю? Скрывать свою веру? (…) Ясно, что я обязан сказать, во что я верю, чтобы не было никаких qui pro quo и чтобы не могли люди употреблять мой авторитет (который вы признаёте) на то, чтобы поддерживать то, во что я верю. Я это самое и сделал. Теперь вы говорите, что я учительствую. Это несправедливо. Весь смысл моих писаний тот, что я высказываю свою, свою личную веру и не только не говорю, что помимо моей веры нет спасения, но признаю, что всякая вера хороша, если она искренна, и непременно соединяет нас в делах любви. Я говорю только то, чему я верю и чему я не верю и почему не верю…»

Два важных вывода: во-первых, невозможно контролировать впечатление, вызванное перепиской как совокупностью отдельных документов (объединение которых выводит ощущение от них на какой-то новый уровень), во-вторых, дрейфуя в сторону вечности, интеллигентский интеллектуальный канон ХХ века, меняется вместе с переменой читательской оптики, требуя иных, незашоренных подходов личного отношения.
Единственного продуктивно работающего сегодня.


Locations of visitors to this page





Письма Льва Толстого (1842 - 1887): http://paslen.livejournal.com/1604908.html,
Дневники Льва Толстого (1847-1887): http://paslen.livejournal.com/1604233.html
Дневники Льва Толстого (1888 - 1910): http://paslen.livejournal.com/1609307.html
"Путевые записки по Швейцарии" Льва Толстого: http://paslen.livejournal.com/1602506.html
Выписки и цитаты из дневников Льва Толстого: http://paslen.livejournal.com/1608349.html,
Выписки из писем Льва Толстого: http://paslen.livejournal.com/1603458.html, http://paslen.livejournal.com/1603063.html
Tags: дневник читателя, нонфикшн, письма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments