paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Музей "Рабочего и колхозницы", ИРРИ выходного дня

В самый мороз поехали осваивать новые выставочные пространства – сначала к ВДНХ, где восстановили советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 года, затем в ИРРИ на выставку Гелия Коржева, то есть, смотрели очевидно советские пространства (ИРРИ, правда, находится на территории дореволюционной мануфактуры), пытающиеся стать постсоветскими.

Именно поэтому обе институции работают, в первую очередь, с соцреализмом (всё отчётливее убеждая, что художественного канона в СССР создано не было, границы у соцреализма зыбкие, неопределённые и неопределяемые, более политические, чем эстетические) и его изводами.

Особенно заметно это в выставочном зале самой главной, пожалуй, советской скульптуры, стоящей на четырёх этажах нового музея. Каждый этаж делится на две неравные части – небольшую комнату, посвящённую сначала Мухиной, затем, Иофану, затем и самому павильону – и более вместительному залу для временных выставок.

Выставочные холлы окружены пандусом, соединяющим отдельные части музея в единую экспозицию (сейчас здесь демонстрируют гастрольный дивертисмент из Русского музея «Советская Венера», посвящённый обнажённой женской натуре в искусстве советских (впрочем, есть здесь и антисоветские, типа Шемякина или Вейсберга) художников).



Архитектурно, пандус длинного узкого прохода, схожего с лабиринтом, напомнил мне устройство копенгагенской Глиптотеки, точнее, той её неомодернистской части, в которой, как в сейфе, хранятся совсем уже редко развешанные редкоземельные импрессионисты.

Хотя, конечно, пафосный, красного мрамора, вход и фойе сделаны с истинно русским размахом и европами в нём не пахнет: нормальная окультуренная цивилизация без лишнего пафоса и ненужного блеска начинается когда ты попадаешь в выставочную часть.

Кустодиев и Малевич, Маврина и Самохвалов, Фальк и Пахомов. Шевченко и Редко. Пименов и Фальк. Живопись, графика. Рисунки. Скульптуры (много деревянных фигур). Агитационные плакаты (лучший – Дейнеки).

Работы отобраны тщательно и кропотливо (здесь даже некоторые недоумения и залепухи уместны, так как придают экспозиции определённый градус исторической дистанцированности), развешаны с умением и расстановкой, хотя с подсветкой вышло не очень – она, в основном, заточенная под скульптуру, сильно бликует (вообще, надо сказать, выставочный зал этот вышел достаточно проблемным - с большими окнами, оттягивающими внимание на себя и крайне активно меняющими агрегатное состояние проходов в зависимости от времени суток, с невнятными нишами за основными глухими залами, точно так же, как в Копенгагене, похожими на сейфы).

Женское тело оказывается сосудом, исполненным художественных умений – по нему, как в тесте, идеально видно, кто умеет рисовать, а кто колотит понты и фраерится: ню, совсем как религиозные сюжеты Возрождения, оказываются формой и рамой для абстрактных (точнее, умозрительных) личных и творческих исканий отдельных художников, обобщением взглядов и опыта.

Ну, да, именно что сосудом.

Освещение, кстати, мне больше понравилось в ИРРИ: люминесцент, помноженный здесь на, красиво-богато, дорогущий евроремонт в лучших традициях «нового русского стиля» (впрочем, про устройство ИРРИ я уже писал достаточно подробно и не хочу повторяться) создавал весьма точный контрапункт эстетической сдержанности советского и русского реализма ХХ века.

Вопиющее противоречие между формой и содержанием, зданием, помещением и начинкой мирволит более мощному зрительскому впечатлению (достаточно представить выставленные тут экспонаты в другом помещении и магия связки, взаимной завязи и опыления пропадает).

Мой давнишний ёбургский товарищ Аскар Кабжан, профессионально занимающийся фотографированием интерьеров, написал в ФБ, что лампы дневного цвета искажают цвета картин, делают их более ровными, серыми. Я бы даже сказал мертвенными, что, впрочем, играет вполне на руку отечественным соцреалистам.

Смерть им к лицу.


Locations of visitors to this page



Интерьеры ИРРИ: http://paslen.livejournal.com/1596491.html
Интерьеры выставочного комплекса "Рабочий и колхозница": http://paslen.livejournal.com/1596916.html
Tags: выставки, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments